Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь 2024 год. Случилась небольшая буря в стакане в СМИ, когда цифры сравнивали с январем 2023 года: краткое сокращение дефицита. Картина не так оптимистична, если сравнить с последними месяцами 2023 года. Комбинирую статистику из данных Минфина и Росказны, поэтому цифры могут расходиться с Минфином.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Доходы за январь: 2,4 трлн руб., что меньше ежемесячных поступления за август-декабрь 2023 года. Не буду сравнивать с январем 2023 года, когда переходили на механизм единого налогового платежа и резко снизилась цена нефти в конце 2022 года.
Цифра лучше января 2022 года, когда бюджет получил 2,1 трлн руб.
План по доходам на 2024 год: 35,1 трлн руб. Можно выйти на плановые показатели, если бюджет будет получать в среднем 3 трлн руб./месяц в оставшемся периоде. Получался похожий показатель в 1 полугодии и 4 квартале 2023 года, поэтому рано говорить про отставание.
Нефтегазовые доходы января: 675 млрд руб. против 650 млрд руб. в декабре 2023. Повлияло снижение рублевой цены нефти: 5768 руб./баррель против 6556 руб./баррель в декабре 2023 года.
Годовой план по нефтегазовым доходам: 11,5 трлн руб., достигается при средних поступлениях 984 млрд руб./месяц за оставшиеся 11 месяцев с учетом ежеквартального НДД, времени достаточно. Делал отдельную заметку по нефтегазовым доходам.
НДС сократился до 0,9 трлн руб. в январе против 1,4 трлн руб. в декабре. Пропущу сравнение с январем 2023 года из-за эффекта низкой базы. Интереснее посмотреть на январь 2022 года: 1 трлн руб. составил суммарный НДС, получается небольшое отставание.
Ожидаю статистику по внутреннему и импортному НДС от Росказны по итогам 2023 года, чтобы оценить динамику.
Бюджет планирует собрать 12,5 трлн руб. НДС в 2024 году. Необходимо получать 1,1 трлн руб./месяц за оставшийся период, чтобы уложиться в план. Сложно будет бороться за такой показатель без восстановления спроса или роста цен.
Не вошел в статистику Минфина налог на прибыль января. Придется подождать данные от Росказны. Возможная причина: перерасчеты по итогам 2023 года. Надеюсь, что цифра вернется в следующих отчетах. Налог на прибыль дает только 6% доходной части бюджета, но показывает ситуацию с прибылью в компаниях.
Ненефтегазовые доходы и дефицит
Вернулись на уровень сентября ненефтегазовые доходы: 1,7 трлн руб. в январе 2024 года. Минфин отметил единовременные поступления неналоговых доходов от аукционов на квоты по водным биоресурсам. Важнее не название, а суть: доходы оказались бы ниже без разового фактора. Неизвестно, есть ли в запасе у Минфина такие источники на каждый месяц.
Дефицит по итогам января: 0,3 трлн руб. Минфин привлек 0,2 трлн руб. через ОФЗ, поэтому пока неактуальна история с авансированием крупных расходов: денег хватает. Сложнее придется в феврале: уйдет 362 млрд руб. на погашение, новые займы вряд ли перекроют этот объем.
Итоги
Рано делать выводы по первому месяцу, но статистика не показывает большого отставания от плана. Остается основным риском опережающий рост расходов. Эта цифра продолжает рост: 37 трлн руб. или +0,3 трлн руб. к первоначальному плану.
Минфину придется ускориться с аукционами, если расходы продолжат рост большими темпами и доходы останутся на текущих уровнях. Результат – повышенное предложение госдолга, что отразится на доходности бумаг.
Альтернатива – рост налогов. КоммерсантЪ сообщал о предложении Минфина увеличить НДПИ для угольщиков, что отразится на доходах компаний. Сократится налог на прибыль от угольщиков. Пострадают региональные бюджеты, которые получают 17% налога на прибыль. Федеральный бюджет получает 3% налога на прибыль, поэтому маневр по НДПИ наоборот повысит поступления. Бюджетная консолидация и ужесточение трансфертов могут создать сложности для регионов, что заставит активно выходить на рынок публичного долга и конкурировать с ОФЗ.
Входит в моду точечное повышение налогов. Правительство может сделать ревизию секторов с льготным налогообложением, которые показали высокую прибыль, и попросить доплатить очередной налог на сверхприбыль или повысить ставки. Надеюсь, что до ИТ-сектора не доберутся.
Ждем февральские данные по бюджету, которые могут выйти позже из-за мартовских праздников.
При частичном или полном использовании ссылка на источник обязательна.