Найти тему

Когда рушится концепция жизни

Случай из следственной практики (1968) реж.Л.Агранович
Случай из следственной практики (1968) реж.Л.Агранович

К какой бы эпохе или жанру не принадлежало кино, истинный талантливый режиссёр снимет фильм так, что мы увидим на экране, как события в жизни героев, разворачивающаяся перед нами драма, создают условия для невозможности действующим лицам жить на том же уровне сознания. Наступает некий момент истины.

Иногда кто-то из персонажей очень точно объясняет то, что произошло. Вот перед нами советский детектив 60-х годов XX века.

Один из заключённых, которому осталось сидеть ещё 2 года, вдруг признаётся в совершении убийства, произошедшего 10 лет назад. Следователю-женщине поручено проверить факты. Хотя следователь опытная и принципиальная, она мыслит достаточно шаблонно. Любой неординарный поступок ей хочется свести к уже известному, типичному. Поэтому она не верит парню, считая, что он придумал всё это ради каких-то своих корыстных целей. Например, на время отдохнуть от колонии.

Но проверка выявляет то, что всё вроде бы подтверждается. Более того, несколько бывших его друзей юности, никогда не сидевших, теперь все солидные люди, оказываются соучастниками преступления. Ситуация парадоксальная. И для следователя, и для этих нескольких человек, которые вдруг осознали, что их могут привлечь к уголовной ответственности. Один из участников кончает жизнь самоубийством. Прокурор считает, что это бросает тень на следствие. Тем более, что перед этим погибший высказывал такую мысль следователю, но она это серьёзно не восприняла. Её муж, немного знавший этого человека по работе, объясняет в прокуратуре, что всё не совсем так. И дело вовсе не в убийстве 10-летней давности. И вот тут он произносит гениальную фразу, ради которой я и пишу этот текст.

"Я думаю, не вас (следователей) он испугался. Концепция жизни у него рухнула. Он в свои 28 лет испугался, что потеряет что-нибудь из своих привычных благ."

Сама парадоксальная ситуация, описанная в этом фильме становится вершиной прежней концепции. Она пережигает всю прежнюю игру. Человек сбрасывает с себя очередную маску, избавляется от иллюзии того, кто он есть. И делает следующий шаг к осознанию того, Кто Он Есть В Действительности, к своему истинному Я.

В этом фильме не расследование убийства имеет значение, а то, как эта ситуация влияет на жизнь героев фильма, на пробуждение от сна разума. "И он уже не тот, что был в начале..." Для всех участников тех событий наступает момент истины. И следует переход к формированию новой концепции для дальнейших опытов бытия.

Одно из следствий теоремы Гёделя о неполноте — это утверждение, что любая из концепций рано или поздно внутри себя сталкивается с положением, которое противоречит данной концепции. И в рамках этой концепции это противоречие невозможно разрешить. Это мы и наблюдаем, когда герои фильма приходят к финалу, не дающего возможность жить прежними представлениями о жизни. Уход из жизни — это всего лишь один из способов разрешения противоречий. Для этого героя рухнувшая концепция жизни оказалась синонимом конца этой жизни. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, правильно или неправильно. Просто это был один из путей разрешения проблемы, который был доступен сознанию героя. У других персонажей момент истины привёл к другим решениям. Нет одного готового решения, так же как нет двух одинаковых жизней. Всё познаётся через опыт. В этом и прелесть, и непредсказуемость, и великолепие человеческого опыта жизни.

Для следователя, которой досталось это дело, тоже наступил момент истины. Ведь её учили всё сводить к типовым ситуациям. Следствие не дружит с парадоксами. А тут двойной удар по концепции: сначала заявление о старом преступлении, которое сам на себя делает осуждённый. А затем выясняется, что "убитый" жив, спокойно себе живёт и работает. Хотя факт попытки убить его и имел место.