Найти в Дзене

Конфликт красоты и морали в романе Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея»

Еще раз о книге, которая по праву вошла в золотую копилку мировой литературы. Мы поговорим о единственном романе, который написал английский писатель Оскар Уальд. Итак, «Портрет Дориана Грея».

В основе так называемый блуждающий сюжет. Молодой аристократ Дориан Грей прекрасен в своей молодости и необычайной внешности, он пока не видит и не сознает своей красоты и поэтому чист душой. Своей чистотой и красотой он вдохновляет художника Безила Холлуорда на создание удивительного портрета. В то же время художник знакомит юного, еще не испорченного Дориана с лордом Генри, великосветским циником, который становится близким другом Дориана на долгие годы. Лорд Генри (искуситель) говорит Дориану о том, что красота быстро увянет, а на лице отразятся все жизненные невзгоды. Дориан впервые обращает внимание на свой портрет и любуется собственным отражением. И здесь искушенный читатель вспомнит древнегреческий миф о прекрасном Нарциссе, который любуется своим отражением.

Дориан Грей влюблен в свое отражение-портрет, подолгу смотрит на него и любуется. Когда портрет заменяет его полностью, герой все больше и больше дорожит своей красотой, но, не выдержав омерзительности своей души, которую ему показывает портрет, убивает себя, умирает, как Нарцисс, от любви к себе.

Другой не менее важный миф, который используется в сюжетном построении романа, это легенда о том, как Фауст продал душу дьяволу за вечную молодость. В роли искусителя выступает лорд Генри. Он стращает Дориана картинами безобразия его тела, когда оно постареет. Тогда-то Дориан и говорит сакраментальную фразу:

- Как это печально! - пробормотал вдруг Дориан Грей, все еще не отводя глаз от своего портрета. - Как печально! Я состарюсь, стану противным уродом, а мой портрет будет вечно молод. Он никогда не станет старше, чем в этот июньский день... Ах, если бы могло быть наоборот! Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!

Происходят удивительные события. Портрет берет на себя тяготы телесного увядания, а герой романа остается молодым. И чем больше преступлений совершает Дориан, тем безобразнее становится его портрет.

В романе несколько проблем, о которых говорит автор.

Первая проблема – это проблема Красоты. Ценность красоты и молодости является главной ценностью в произведении. Девиз художника романа звучит так:

Художник - не моралист.

Искусство художника вне ценностей морали, он запечатлевает красоту как нечто нетленное. Неслучайно на протяжении всего романа все любовались красотой Дориана, людям и в голову не приходило, что человек столь красивый, может совершать какие-то негативные поступки. Понятие «прекрасное» и «красота» ставятся в предисловии на самую верхнюю ступень ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение – жизнь Дориана – как будто вполне соответствует такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник - тот, кто в прекрасном видит лишь одно – Красоту»). Тот, кто покушается на Красоту, - независимо от причин и помыслов – сам становится жертвой. Дориан карается только тогда, когда поднимает руку на прекрасное – на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет.

Вторая проблема – это проблема искусства. Уальд в произведении напрямую говорит о том, что искусство первично. Оно отражает лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизнь». В романе портрет как произведение искусства как будто отражает самое жизнь – жизнь Дориана Грея. Здесь стоит вспомнить возлюбленную Дориана, актрису Сибилу Вейн, которая не ведая, что такое любовь, прекрасно фантазировала на сцене, лгала (в уайльдовском смысле), с успехом играя роли многих шекспировских героинь. Узнав истинное чувство, полюбив Дориана, она переживает резкий «упадок искусства лжи», в результате чего с ней как с актрисой происходит трагическая метаморфоза: она начинает играть из рук вон плохо. Именно Сибила произносит слова о том, что искусство – только бледное отражение подлинной любви, а Дориан жестоко бросает ей в лицо:

Без вашего искусства вы – ничто!

По сути Дориан любит не саму Сибилу, а ее искусство перевоплощения в шекспировских героинь. Сибила, как Гретхен из «Фауста», отравляет себя. И даже ее смерть трактуется лордом Генри, а затем и самим Дорианом, как последняя роль, которая представляется ему «необычайным и мрачным отрывком из какой-нибудь трагедии семнадцатого века». Дориан с легкостью заявляет:

Она снова перешла из жизни в сферы искусства.

Последующее истолкование судьбы несчастной молодой актрисы содержится в монологе лорда Генри Уоттона, который возвращает Дориану душевное равновесие и стабильное безразличие к окружающим людям.

Третья проблема – проблема морали. Герой романа Дориан Грей, ощутив вседозволенность, оказывается способным на самое тяжкое преступление. Одно из его преступлений, убийство Бэзила Холлуорда , которое подробно описывается в романе, не вызывает разночтений: оно является преступлением как в морально-этическом, так и в юридическом смысле. Лорд Генри, заявляющий, что преступления – «удел низших классов», не принимает убийства, аргументируя свою позицию в свойственной ему парадоксальной манере:

«Убийство – всегда промах. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда», а на вопрос Дориана («Что бы вы сказали, если б я признался, что это я убил Бэзила?») лорд Генри отвечает еще одним афоризмом: «Всякое преступление вульгарно, точно так же как всякая вульгарность – преступление».

Бэзил Холлуорд завершает портрет Дориана именно в тот момент, когда лорд Генри начинает охотится за душой молодого человека. Хотя Уайльд в предисловии к роману утверждает:

«Раскрыть людям себя и скрыть художника – вот к чему стремится искусство»,

Холлуорд боится, что портрет слишком откровенно обнаруживает его любовь к Дориану, а Дориан позднее, в свою очередь, боится, что он слишком откровенно обнаруживает его сущность. Эту сущность видит только Дориан. Он видит свое внутреннее разрушение через портрет, чем больше деяний, тем уродливее лицо на портрете. Дориан, рассматривая портрет, заглядывает в собственную душу, которую не спрятать под золотым покрывалом. Автор показывает моральное/духовное падение героя романа.

На примере чудесного превращения портрета главного героя автор отстаивает свой излюбленный тезис о том, что искусство выше жизни. Умение Оскара Уальда запечатлеть действительные противоречия жизни в метких парадоксах, блестящее владение диалогом, чуткость к слову, классическая простота фразы – обеспечили ему успех и посмертную славу.

Его творчество – хорошая иллюстрация к вечно справедливой формуле Гете: «Поэта делает живое ощущение действительности и способность его выразить. Уайльд обладал и тем и другим; кроме того, он был преисполнен понимания исключительной важности и непреходящей ценности настоящего искусства.

Стойкость читательского интереса к творениям писателя это несомненно доказывает.

Иллюстрация из открытых источников.
Иллюстрация из открытых источников.