Сегодня произошло поистине историческое событие. Тяжелый транспортный беспилотный летательный аппарат сверхкороткого взлета и посадки Партизан совершил первый полет. Первый полет беспилотника производился в пилотируемом режиме для обеспечения безопасности полета и снятия полетных данных для последующего обучения отработанной на полунатурном стенде системы автоматического управления. Размещение на летательном аппарате системы активного обдува вдоль всего размаха нижнего крыла позволит Партизану значительно сократить взлетно-посадочную дистанцию и обеспечить устойчивое управление на сверхмалых скоростях до 50 км/ч.
Концепция похожа чем-то на вечный Ан-2. Но в СибНИА самостоятельно работают над модернизацией Ан-2. Сделали такой же самолет по габаритам салона, но с использованием современных материалов. На Ан-2 обшивка крыльев из перкали, а на фото Партизана, детали черного цвета сделаны из пластика похоже. Новые материалы легче и у них есть преимущества, влияющие на летные качества самолета. В любом случае, поинтереснее, чем пытались в Азербайджане. Двигатель – бессменный ТРЕ331, как любят в СибНИА.
Исторический смысл этого момента заключается не в сверхкоротком взлёте и посадке для такого аппарата, а в том, что это беспилотник. Представляете перспективы запуска Ан-2 без экипажей. Так это практически авиатакси. А сверхкороткий взлёт и посадка позволят их запускать с минимальной инфраструктурой, использовать круглосуточно, не опираясь на погодные минимумы (при условии обеспечения инфраструктуры), ночное время и т. д. Это позволит дать то, что нужно местным линиям. А ещё самолёт полезен будет на авиахимработах.
Это о полезности. А ещё момент существенный – впервые появляется тяжелый беспилотник, способный производить коммерческие перевозки пассажиров и грузов. Необходимо подтягивать законодательства, а также описывать правила его эксплуатации и взаимодействия с имеющейся инфраструктурой. Теперь не только авиаработы, но и коммерческие перевозки станут вопросом времени. Естественно, вряд ли самолёт будет эксплуатироваться без каких-либо членов экипажа, скорее всего, будет оператор, который не будет осуществлять активное пилотирование, а будет больше бортоператором/бортпроводником.
И да, я понимаю, что до реальных перевозок пассажиров всё же ещё много воды утечёт. Но впереди, наверняка будут грузы. Но к этому времени необходимо будет скорректировать Воздушный Кодекс. Иначе у эксплуатанта таких самолётов будет специфическая лётная служба и РПП, чтобы соответствовать имеющимся документам, но при этом сохранять специфику самолётов.
Кстати, не только Партизан. В США идут несколько иным путём. В Калифорнии разрабатывают специальные дроны для перевозки сразу паллет с грузом – ORCA. Вторая задача – совместимость с имеющейся транспортной инфраструктурой. Дрон сможет перевозить один паллет с грузом до 250 кг на 966 км со скоростью 241 км/ч, используя авиационный керосин. Через открывающиеся вверх двери с двух сторон будет происходить загрузка палетов. Дрон сможет автономно следовать по заранее запрограммированной траектории полета или управляться дистанционно.
Да, серьёзные аппараты не планируют использовать электричество, которое не позволяет получить эффекта.
Следующий момент, который хотелось упомянуть – поднятый в комментариях вопрос о занятости авиазаводов. Мол, простаивают некоторые, почему бы не нагрести ещё работы. Момент первый – на МС-21 и Суперджет работают не только ИАЗ и КнААЗ, но и Авиастар, ВАСО и другие. Вся страна работает на эти два лайнера. Окончательная сборка осуществляется в первых двух, а то же ВАСО производит почти все мотогондолы, элементы планера для Ил-76, МС-21 и Суперджета. Авиастар не только производит 6 Ил-76 в год, но и работает над производством элементов планера МС-21, Суперджета и Ту-214, да и ещё огромной номенклатуры изделий. УЗГА, несмотря на отсутствие произведенных Байкалов и Аврор, денно и нощно собирает беспилотные аппараты. СмАЗ занят оборонкой тоже наглухо. Да у всех работы хватает. Не везде производится окончательная сборка, но это не значит, что нет работы.
Но иногда вспоминают Авиакор, который можно завалить работой. Но этот, когда-то один из самый производительных авиазаводов, в настоящий момент не может функционировать по прямому назначению совершенно после приобретения его эффективным менеджером, скорее всего, для осознанного прекращения деятельности, как когда-то САЗ. Так что завод есть, но он сейчас не может ничего производить, необходимо восстанавливать производство.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/
Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA
------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность – потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/404771.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823
5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/