Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Бессознательный образ тела

Когда я была беременна, я прочитала книгу Каролин Эльячефф «Затаенная боль». В то время я мало что знала о психологии, и в научном, и в клиническом плане. Книга показалась мне одновременно волшебной и пугающей. Меня поразил один простой факт. Можно что-то сделать словом. Как в волшебных сказках слово наделено силой, оно что-то меняет, излечивает, разрушает. С той поры, встречаясь с ребенком, любым ребенком я думала о том, что можно было бы ему сказать. Мне хотелось проверить, меняет ли слово что-нибудь. Но я молчала, потому что мне казалось использовать этот могущественный инструмент без знаний опасно и кощунственно. И только потом, работая психологом в школе будущих родителей, я стала приближаться к этому вопросу. Вопросу представления себя как человека. Или субъекта психики. Когда это происходит, и каким образом. Когда ребенок становиться этим самым субъектом психического. И, знакомясь с трудами Дольто, я снова погрузилась в этот мир могущественного слова. Надо признаться мне ближе подход Катрин Дольто, которая считает ребенка субъектом психического, когда он находиться еще внутри материнского живота. Она представляет возможным Дать ему место, обратившись к нему. Он слышит, он чувствует и уже является частью бессознательной фантазии матери. Является объектом ее бессознательного желания. Я не вижу преград с современном мире обозначить словом еще нерожденного субъекта. Я говорю здесь об ультразвуковом исследовании, которое позволяет обозначить половую принадлежность ребенка. Однако Катрин Дольто обозначает важность некой тайны, чтобы мать могла помыслить в своей бессознательной фантазии себя матерью мальчика и матерью девочки. Но в современном мире уже сложно помыслить мать, которая будет избегать знания пола. Точно так, как мы окружены не только обычными зеркалами, но и многочисленными видео и фото представлениями, которые могут оказывать влияние на наш бессознательный образ тела.

Таким образом, Дольто снова открыла для меня дверь – дверь в волшебный мир, где слово определяет наличие психического. Понятие «бессознательный образ тела» - это представление о структуре психического, которое по свое масштабности и значению можно сравнить с одной из топик Фрейда. Это структура психики в представлении Дольто. Структура, которая имеет бессознательный характер. Бессознательный образ тела – это совокупность отношений субъекта со значимым Другим и влечениями, источником которых всегда является тело. То есть можно представить, что бессознательный образ тела – это некий процесс, когда влечения исходящее от тела, встречается с Другим и эта встреча позволяет разворачиваться психике. При этом это некое представление о себе как о желающем субъекте появляется на сцене психики еще до того, как ребенок способен обнаружить себя в зеркале. Важным здесь является момент, что симптомы, о которых свидетельствуют мамы как о некоем отклонении от нормы, являются сообщением ребенка. Это сообщение относится к его бессознательному образу тела и как он формируется в ответ на желания матери. В моей практике есть клиентка, ребенок которой, несмотря на физиологическую возможность терпеть и не опорожнять мочевой пузырь ночью, делает это несколько раз за ночь. Мать находится в замешательстве, но не желает надеть на сына подгузник, считая его достаточно взрослым, чтобы распознавать сигналы тела и проситься на горшок ночью. Она жалуется на собственный тревожный сон, потому что вынуждена прислушиваться к движениям ребенка – его кроватка находится рядом с родительской кроватью. Что говорит ребенок своим недержанием? Мама, ты не должна спать. Ты должна прислушиваться ко мне. И мне кажется, что это отклик на желание матери, которая, несмотря на сознательную манифестацию желания жить своей жизнью, по-прежнему желает сделать ребенка значимой частью своей жизни. То есть ребенок продолжает быть объектом желания матери. Я предполагаю, что здесь стоит как раз вопрос отделения матери. Он делает ребенка частью своего бессознательного желания. Вопрос, какого?

Само понятие бессознательного образа тела Дольто раскрывает через слово – слово «образ». Или на французском «image». Она представляет это слово, как некий ребус, через который можно довольно исчерпывающе объяснить, что же такое этот бессознательный образ тела. Если разложить слово на составляющие, то мы получим понятия того самого Я, проистекающего из отношений с Другим, с путаницей себя с другим и появлением психического через череду кастраций. Под кастрацией Дольто подразумевает встречу ребенка с невозможностью удовлетворения влечения, что позволяет развернуться его судьбе. Судьбе влечения. Если судьба влечения разворачивается, психика усложняется. И тогда можно говорить о символопорождающей кастрации. Можно представить, что, несмотря на встречу ребенка с ограничением его влечения, судьба влечения может не развернуться. Здесь речь идет о символоувечащей кастрации.

Одна из клиенток обратилась за консультацией по поводу странного поведения ребенка 2х лет. После завершения грудного вскармливания ребенок увлекся сосанием большого пальца. Вместе с сосанием пальца ему необходим телесный контакт. Он требует, чтобы ему дали возможность держаться другой рукой за предплечье кого-то из близких людей. Матери, отца или старшей сестры. Отказ в телесном контакте вызывает протест и плач. Возможно в этом случае, несмотря на отсутствие груди, как таковой не запустило судьбу влечений. Ребенок по-прежнему «сосет грудь».

С уважением, Ваш психолог-психоаналитик Вера Савостьянова.

Получить консультацию

Обязательно подпишитесь на статьи, чтобы ничего не пропустить!

Автор: Савостьянова Вера Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru