Почему с нами это происходит? Почему с нами вообще что-то происходит? Конкретная цепь случайностей, порождающая мираж, определённую уверенность в неизбежности дальнейшего пути. Будь это представление об успехе или, что тревожнее всего, эфир рокового преследования смерти, которое наиболее глубоко пускает корни в сознании. Так было с семьёй фон Эрихов, глава которой, однажды определив будущее своих сыновей в спорте, неуклонно следовал к цели, не обращая внимания на мнение и желания самих подопечных. Даже когда начали поступать недвусмысленные сигналы, он с прямотой асфальтового катка пёр вперёд, подминая не только обстоятельства, но и собственных чад.
Иногда судьба трогает за мягкие места, не только когда ты уязвим, будучи в состоянии депрессивной эманации, но и пребывая на невероятном подъёме. И последнее сложнее вынести, поскольку слишком широкий диапазон от прекрасного к убогому, резкая его перемена, куда более контрастно ощутима. В подобном состоянии хоть в петлю или в шкафчик за пистолетом, тем более в отсутствии близких людей. История семьи фон Эрихов – это пособие по тому, как не надо воспитывать пацанов. Батя всегда старается привить боевые качества, стремясь оградить дитя от посягательств окружающих провокаторов. Это получается по разному, и сильные перегибы в сторону муштры способны сломать то, что, в общем, и не следовало чинить.
Кино изображает ситуацию, в которой дети находятся в беспрекословном подчинении перед авторитарным папашей, не способные развить в своём характере лучшего, нежели то, что транслирует старший родич. Это подавление стремлений других приводит к разочарованию каждого из братьев. Они находятся в капкане моральных традиций, привитых родителями, и не в состоянии скинуть возложенный на них с детства баласт доверия и ответственности. Парни не выглядят жертвами, внешне это вполне нормальные ребята, за исключением случаев, когда они остаются один на один с потрясающей незадачей, которую самостоятельно разрешить не в состоянии.
Стальная хватка – это основанная на реальных событиях лента, в которой сошлись все кинематографические признаки успешной драмы. Она раскрывает тему Американской мечты с тёмной стороны, которую мало кто видел, но почти каждый гражданин звёзднополосатой ощущал в той или иной мере. Картина живописует быт среднего класса восьмидесятых годов прошлого века так, как нынешние поколения привыкли о ней фантазировать: с громадными пикапами отечественного производства, завтраком из жареной картошки и бекона, пластиковым сайдингом в обшивке фасадов, и мечте каждой девушки выйти замуж, нарожать детей и открыть собственную ветеринарную клинику.
Молодой режиссёр Дуркин, который во времена действия фильма только что родился, с интересом любопытного подростка роется в деталях окружающего мира фон Эрихов, и особенно в деле всей их жизни – рэстлинге, который для затравки окрылил, а потом с циничной простотой опрокинул в тартарары. Важную роль сыграл характер деятельности, который большинство не воспринимали всерьёз, но о котором в рамках семейного круга было принято говорить лишь с выражением глубокого уважения, словно это занятие сродни покорению космоса или исцелению страждущих. Этот диссонанс восприятия делает изнуряющие тренировки братьев от части бессмысленными, и вызывает у зрителя снисходительное отношение. От того трагедии, последовательно пожирающие генеалогическое древо, выглядят ещё более неоправданными, чем если бы они трудились пожарными или полицейскими, например.
Кино требует внимания многих, оно заслужено обсуждается в положительной плоскости, так как виден спортивный настрой всей команды на победу, и прекрасная физическая форма Зака Эфрона, который, по всему, набрал не менее сорока килограмм живого веса, самое очевидное тому подтверждение. Это лишняя напоминалка перед нашими глазами, что с самых ранних лет закладывается базовая твердь будущего, той способности, которая сможет нас оградить от многих невзгод, или наоборот, покалечить душу и тело. Это надо понимать сразу, после рождения дитя.