10 февраля 1906 года был спущен на воду линейный корабль Королевского военно-морского флота Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии “Дредноут”, создание которого самым коренным образом изменило принципы постройки военных кораблей, их вооружения и ведения морского боя. Корабль дал своим именем название целому подклассу военных судов, ставших впоследствии кораблями “дредноутного типа”.
“Крёстным отцом” нового типа кораблей был Джон Арбетнот Фишер, Первый морской лорд ВМФ Великобритании с 1904 по 1910 г. Фишер прошёл все ступеньки службы в военного моряка, начав с кадета (1854г.), и был безусловным сторонником развития материально-технического оснащения флота, а также новаций в тактике и стратегии ВМФ. Являясь сторонником полного перехода кораблей на жидкое топливо, в чём он убедил и своего преемника – У.Черчиля, Фишер одним из первых оценил значение подводного и авианесущего флота, что вылилось в военно-морской доктрине Британии и программе её военного кораблестроения. Он первый ввёл в геостратегию понятие “геостратегический объект и геостратегическая точка”, считая главным условием победы в войне – завоевание господства на море и полное уничтожение флота противника. Кстати, кроме Британских наград, адмирал имел только орден Российской империи – Святого Благоверного Князя Александра Невского (1908г.)
Идею создания броненосца с четырьмя двухорудийными башнями калибром 406 мм (самое мощное корабельное орудие того времени), Джон Фишер начинает прорабатывать с 1881 года, совместно с инженером Филиппом Уоттсом. Их идеи в те годы не могли быть реализованы по целому ряду причин. Корабль получался слишком дорогим и, кроме того, не соответствовал тогдашней доктрине ВМФ Британии, согласно которой, основная ставка делалась на таран и ведение мощного огня носовыми орудиями.
Ситуация стала меняться, когда Джон Фишер стал главнокомандующим Средиземноморским флотом в 1899 году. Его флот начал регулярно практиковаться в стрельбе на дальние дистанции. В весьма короткие сроки Фишер с командой единомышленников добились увеличения дистанции боя с 2000 ярдов (1800 м.) до 3000 ярдов (2700 м.), добившись при этом результатов попаданий в 80 % (вместо 20 % ранее). Проведение экспериментальной стрельбы на 5000-6000 ярдов позволило выработать новую методику наведения – по всплескам. Наблюдатель корректировал наведение орудия путём отслеживания падающих снарядов, для чего стало необходимым поместить его как можно выше. Это в свою очередь сделало необходимым внести коррективы в процесс стрельбы и технику передачи данных от корректировщика к орудийному расчёту, так как централизованная корректировка огня показала свои преимущества. Дальняя стрельба также показала неэффективность огня 152-мм орудий, которые не могли причинить серьёзного ущерба противнику на дальних расстояниях и, своими всплесками, создавали помехи корректировщику.
Идея создания корабля однокалиберной дальнобойной артиллерии, за которую ратовал Фишер, неожиданно получила союзника в лице Главного конструктора итальянского ВМФ – Витторио Куниберти. Он предложил создать линкор с единым вооружением из 305 мм орудий. Так как итальянские флотоводцы эту идею не одобрили, Куниберти поделился ею в британском сборнике “Боевые корабли”, где в 1903 году разместил статью “Идеальный корабль для британского флота”. После тщательного рассмотрения из целого ряда вариантов, выбор основного калибра орудий остановился именно на калибре 305 мм. Немаловажную роль в этом сыграл так называемый “бой в Жёлтом море” (1904г.), между военными эскадрами Японской и Российской империи, по результатам которого орудия калибра 254 мм были признаны недостаточно эффективными.
Вступив в должность Первого морского лорда 20 октября 1904 года, Джон Фишер предложил Совету Адмиралтейства три варианта проекта с восемью и двенадцатью орудиями 305 мм. Все его варианты рассматривались как с поршневыми, так и с турбинными двигателями, поскольку условием необходимой максимальной скорости было 20-21 узлов. По его инициативе был создан комитет из 16 специалистов (военных, учёных, производственников и конструкторов), председателем которого был сам Фишер, хотя официально в состав комитета он не входил.
Комитетом было рассмотрено 9 проектов будущего линкора с самыми разнообразными вариантами водоизмещения, массы корабля, вооружения, количества орудий и местом их размещения, бронирования, силовых установок и т.п. После длительных обсуждений комитетом было принято решение оснастить корабль турбинной установкой, что было сделано впервые на крупном корабле. Количество гребных винтов, водонепроницаемых отсеков, система вентиляции, количество и места размещения мачт, форма носовой оконечности, состав шлюпок, балансирные рули, прожекторы и прочие “мелочи” самым тщательным образом подвергались исследованию, и обсуждению, наталкиваясь, порой на шквал критики со всех возможных сторон.
“Дредноут” оснащался противоторпедными сетями, которые в расставленном положении занимали ¾ длины корабля, а сама постановка сетей производилась в течении 3-4 минут. Опыт Русско-Японской войны наглядно продемонстрировал их необходимость. Для этого было разработано специальное устройство, которое позволяло столь быстро развернуть сеть или свернуть её и уложить единым рулоном на полку у верхней палубы.
Для корректировки огня использовался 2,7-метровый дальномер фирмы “Барр и Струд”. На случай выхода его из строя точно такой же находился на резервном посту. Оба поста соединялись новейшими средствами связи.
Жизненно важные части корабля защищались двумя продольными переборками, и пространство между ними использовалось для хранения угля. Внутренняя переборка отстояла от борта на 5 метрах. Каждый внутренний отсек имел свою систему насосов, а для ликвидации крена предусматривалась система контрзатопления отсеков.
Паровая энергетическая установка корабля состояла из 18 котлов фирмы “Бабкок и Вилькос”, за скорость отвечали две турбины Парсона, а за электроэнергию четыре динамо-машины “Сименс”.
Корабль вооружился десятью 305-мм орудиями со специально разработанной системой подачи боеприпасов, позволяющей производить заряжание при любом угле подъёма орудия. Противоминная артиллерия насчитывала 27 орудий 76-мм. Позже, в начале Первой мировой войны, на “Дредноут” установили зенитные орудия 76-мм, количество которых к концу войны было доведено до 4. Пять подводных торпедных аппаратов 457-мм обеспечивали возможность проведения торпедной атаки по кораблям неприятеля.
После прохождения испытаний на работу машин, управляемость и мореходность “Дредноут” вышел из Портсмута 5 января 1907 года и, после захода в Средиземное море, взял курс на Тринидад. От Гибралтара до Тринидада линкор прошёл со средней скоростью 17 узлов, преодолев 3430 миль. В закрытой бухте Тринидада корабль провёл шесть недель в разного рода испытаниях и учениях, где занимался манёврами, тренировками орудийных расчётов, стрельбами, прожекторными и противоторпедными учениями и т.п., после чего взял обратный курс и за 5 дней преодолел ещё 3980 миль с той же скоростью (17 узлов). В общей сложности “Дредноут” прошёл около 10 тысяч миль. Его турбинная установка после похода не требовала никакого ремонта.
Теперь, бывшие критики, сомневающиеся члены парламента, делегации общественных организаций, представители прессы и просто граждане королевства считали необходимым побывать на борту “Дредноута” и воочию увидеть последнее чудо техники.
В начале Первой мировой войны “Дредноут” уступил место более новым кораблям и активного участия в боевых действиях не принимал. Единственным его достижением был таран немецкой подводной лодки SM U-29, которой командовал прославленный герой-подводник Отто Веддиген (материал о нём и его атаке можно прочитать здесь - https://dzen.ru/a/ZQcxTdzSpHpz63C9). После непродолжительной погони “Дредноут” разрезал на две части всплывшую U-29, став единственным в мире линкором целенаправленно потопившим подводную лодку.