Найти тему

"Я - неидеальная!" или исследование методом ЭОТ

Я хочу сегодня рассказать об исследовании, которое провела на одной из сессий со своей клиенткой. Клиентку зовут Екатерина, она психолог, ей 34 года, не замужем, детей нет. Катя позволила мне рассказать об этом исследовании.

-2

Катя долгое время работала по профессии в найме и решила уйти в частную практику. Её очень привлекает возможность ведения групповой терапии, проведения мастер-классов, вебинаров, семинаров, трансформационных игр, просто встреч с людьми, как очных, так и в режиме online. Также у Екатерины появилась необходимость позиционирования себя в социальных сетях в целях продвижения своих услуг. Она задумала вести свой блог и канал на Ютубе.

Но, проходит время, а Катя никак не может приступить к намеченным планам, ей всё время что-то мешает.

На одной из сессий Катя сказала, что у неё инсайт, она поняла причину, почему топчется на месте. Катя не может начать вести активную профессиональную практику частного психолога, потому что она неидеальная.

По её словам, только в состоянии «я – идеальная» она может выйти к людям, чтобы они приняли и её, и те услуги, которые она хочет им предложить. Катя понимала, что идеальности достичь невозможно, поэтому этот вопрос её очень беспокоил.

Зная, что иногда клиенты вкладывают в общепринятые понятия свой смысл, я предложила Кате поисследовать состояния идеальная-неидеальная. Я предложила ей довериться бессознательному и в зоне свободного воображения спонтанно представить три образа. Первый образ – Катя идеальная. Второй образ – Катя неидеальная. Между ними третий образ – то, что мешает Кате достичь состояния идеальности.

-3

Образ Я идеальная, - Катя описала как состояние, когда она спокойно выходит к людям, проводит групповые занятия, публикуется в социальных сетях, ведёт блог. Катя увидела образ большого ягуара, это самка, она отдыхает на дереве, голова приподнята, уши стоят, глаза приоткрыты, лапы свисают с ветки дерева, на котором отдыхает ягуар. Я спросила Катю, что она чувствует, когда смотрит на ягуара? Катя сказала, что там спокойно, там уверенность, там много сил, там готовность к движению вперед, к созиданию.

Второй образ – Катя неидеальная. Это состояние, которое она испытывает сейчас. Неуверенность, непонимание что делать, беспокойство, тревога. В этом образе у Кати появилась домашняя серая кошка. Она сидела на полу в квартире, с недовольным взглядом, нервно виляла хвостом. Я спросила Катю, что она чувствует к этому образу? Катя сказала, что образ ей не нравится.

Я предложила Кате представить третий образ. Это то, что мешает ей достичь состояния идеальности. У Кати появился образ белой в трещинах маски на чёрном фоне. К этому образу Катя испытывала ужас и отвращение.

Из всех образов больше всего меня заинтересовал образ маски, у меня появилась гипотеза, что в нём заключён внутриличностный конфликт. Я предложила Кате стать этой маской, для того, чтобы исследовать её. Я спросила Катю, а кто там внутри маски испытывает ужас и отвращение, кому там так плохо?

-4

Катя увидела девочку, себя в возрасте пятиклассницы, которая сидит в тёмной комнате. Я попросила описать девочку. Пока Катя рассматривала образ девочки, вспомнила историю из своей школьной жизни.

Катя подготовила очень важную учебную работу, девочка очень старалась, но её работу не отметили. Когда Катя спросила у учительницы о своей работе, та ответила, что, она недостаточно постаралась - Катя может выполнить задание лучше. Девочке грустно, она в растерянности и не знает, что теперь делать.

Я спросила Катю, какое решение приняла тогда девочка? Катя сказала, что девочка решила, что лучше будет ничего не делать.

Я спросила Катю, а от чего девочка отказалась, приняв такое решение? Катя ответила, что девочка отказалась от желания что-то делать самостоятельно.

Я спросила Катю, как она думает, чего бы сейчас хотелось девочке? Катя не раздумывая ответила: Чтобы её старания заметили и похвалили.

Я предложила Кате в зоне её свободного воображения поддержать девочку, потому что принятое ею решение деструктивно и влияет на жизнь Екатерины до сих пор. Принять новое решение может только сама девочка при Катиной поддержке

В своём внутреннем мире мы можем делать всё, что нам хочется, например, поговорить со своей детской частью и оказать ей поддержку.

В зоне свободного воображения Катя подошла к девочке и сказала ей: Я тебя вижу! Я тебя знаю!
Я знаю, что ты хорошая и большая умница!
Я пришла поддержать и похвалить тебя.
Я вижу, как ты старалась, с каким усердием выполняла это важное для тебя задание.
Ты знаешь, для меня совсем не важно, что учительница не отметила твою работу, для меня важнее, что ты старалась, что ты это сложное задание сделала сама.

-5

В этот момент Катя воскликнула: Да, точно! Я ведь так старалась сделать ту работу сама! А сейчас я забыла об этом. Это был Катин инсайт, Катя по-новому увидела ситуацию. Воодушевлённая она продолжила разговор со своей детской частью:

Я очень горжусь тобой!, сказала Катя девочке, - Ведь ты – это я, а я – это ты, мне сейчас очень не хватает твоего старания и желания выполнить свою работу самостоятельно, так как это сделала ты.

Я разрешаю тебе делать то, что тебе хочется, а я буду поддерживать тебя в твоих желаниях и хвалить тебя за каждое твоё старание.

Я всегда буду рядом и никогда не оставлю тебя, потому что ты самый важный для меня человек.

В зоне свободного воображения Кати начались изменения. Катя рассказала, что девочка откликнулась на её слова. Она оживилась, стала улыбаться. У девочки появились разноцветные книжки, закладки, карандаши, ручки. В комнате стало светло. Катя и девочка держались за руки и смотрели друг на друга. Катя улыбалась. По её словам, у девочки появились желания изучать и исследовать этот мир, детская часть Кати приняла новое решение: Желать и делать.

Я спросила Катю, что она сейчас чувствует? Она сказала, что в груди и в ладонях она чувствует тепло и по всему телу бегают мурашки. Я предложила Кате забрать девочку в свой внутренний мир как часть своей личности и почувствовать присутствие девочки своим телом. Катя согласилась и сказала, что чувствует свою девочку в груди маленьким солнышком.

Я предложила Кате посмотреть на образы, которые мы представили в самом начале нашей встречи, и на то, как они изменились. Образная система подвижная, в тот момент, когда изменяется один образ и вместе с ним меняется эмоциональное состояние клиента, изменяются и остальные образы.

-6

Белой маски уже не было. Самка ягуара продолжала отдыхать на дереве, в глазах у этой мощной кошки появился огонёк с хитринкой. Домашняя кошка сидела под деревом и умывалась. По словам Кати, два образа слились в одну картинку, вокруг благоухала зелень и светило солнце.

Катя сказала, что ей очень нравится такой образ. Понимая, что это новое эмоциональное состояние Кати, я предложила ей погрузиться в это пространство, где отдыхает ягуар и умывается кошка, чтобы почувствовать его изнутри и запомнить.

По словам Кати, от ягуара чувствовалось ощущение внутреннего спокойствия, собранности, подтянутости, бдительности, мощи и силы, Катя чувствовала, что самка ягуара в любой момент готова к активному действию.

От образа кошки у Кати было также приятное ощущение, восхищение её грациозностью и чистоплотностью. Скорее всего, эти качества Катя бессознательно обесценила в себе, а благодаря нашему исследованию, она вновь обратила своё внимание на эти прекрасные женские качества.

Наше с Екатериной исследование показало, что клиенты не всегда следуют общепринятым понятиям, а вкладывают в них своё видение. Так произошло и в нашем случае. Идеальность в понимании Екатерины значила не что-то неживое и недостижимое, а особое эмоциональное состояние человека - алертность.

В своей книге «Энциклопедия практической психологии» Николай Иванович Козлов, советский и российский психолог, публицист, прозаик, преподаватель описывает состояние алертности и относит его к одному из здоровых психических состояний человека.

Быть алертным – значит быть готовым к любому повороту событий, при этом ни о чем, не беспокоясь и ничего не оценивая. Алертный человек не отвлекается на ошибки, не тратит время на ненужные переживания. Его взгляд – уверенный и внимательный, жесты – точные и уместные, действия – решительные и своевременные.

Именно о такой идеальности говорила Катя.

Итогом исследования стало Катино осознание, что та идеальность, о которой она говорила, является здоровым состоянием психики человека, а значит, этого состояния можно достичь.

Катя вспомнила себя в пятом классе, когда она смело бралась за сложные задания и самостоятельно выполняла их. Деструктивное решение было изменено на конструктивное: Желать и делать.

Всё это очень вдохновило Катю, через пару дней она прислала мне ссылку на свой канал, на который я, конечно же, подписалась.

Если вам близка проблема Екатерины, приглашаю вас на консультацию, где мы сможем исследовать ваши состояния идеальная-неидеальная и узнать, что за ними прячется.

-7