Приветствую всех вас, дорогие гости и подписчики канала «Христианство»!
В данной статье речь пойдет о романе английского писателя Арчибальда Кронина «Ключи Царства» (1941). Я прочитал эту книгу около года назад, но впечатление от нее дает о себе знать до сих пор, поэтому я и решил написать несколько строк о данном произведении.
Данный роман, как и многие другие произведения Кронина, выстроен вокруг биографии главного героя. В данном случае это католический священник – Фрэнсис Чисхолм, которого автор проводит через многочисленные испытания, включая 35 лет миссионерской работы в Китае, в условиях гражданских войн, нищеты и отсутствия поддержки со стороны церковного начальства. Действие романа разворачивается в конце XIX – начале XX века.
Отец Фрэнсис Чисхолм – очень привлекательный литературный герой. Он – добрый, скромный, честный, отзывчивый и простой человек, который умеет, к тому же, чувствовать жизнь. Не играть какую-то роль в жизни, а именно проживать ее, чувствовать каждый миг «трепетания бытия» в самом себе и вокруг себя. Он не считает себя связанным формальными рамками, в том числе религиозными, но принимает решения, исходя исключительно из велений своей совести. При этом он ещё и остёр на язык, и говорит всегда то, что думает. Его простота и непосредственность делают его «неудобным» человеком для церковного начальства, которое, помучившись с необычным священником, отправляет его подальше, в Китай, с глаз долой. Но эти же качества привлекают к нему простых людей, повсюду, где бы он ни оказался, и, в конце концов, делают его образ весьма и весьма притягательным.
Биография отца Чисхолма – это сплошная цепь драматических событий. Но основное внимание читателя привлекается не столько к ним, сколько ко всяким проблемам, связанным с отношениями между людьми. Автор прекрасно выписывает в романе разные типы людей, приводит их во взаимодействие между собой и показывает, какие неожиданные повороты может, порой, принимать это взаимодействие. Этим роман подкупает: в нем очень много правды, такой, которую мы можем наблюдать в жизни, и много указаний на то, как в том или ином случае стоит на эту правду реагировать. Можно сказать, что роман «Ключи Царства» помогает читателю осознать на примере отца Чисхолма, что реально значимо в жизни человека, а что второстепенно.
Важное место в романе занимает тема религиозной и мировоззренческой терпимости (это еще одно обстоятельство, благодаря которому мне нравится данная книга). Образцом и главным проповедником ее, разумеется, является сам главный герой, отец Чисхолм. Всю жизнь он сталкивается с религиозной нетерпимостью и пытается бороться с ней. В Китае его лучшими друзьями и союзниками в деле миссии становятся протестантские (методистские) проповедники, муж и жена. В конце книги, беседуя с епархиальным инспектором, приехавшим с ревизией в его приход, отец Чисхолм цитирует Конфуция вместо Священного Писания и умудряется высказать мысль о том, что не только в Католической Церкви возможно спасение для христианина:
В тот вечер монсеньор Слит неосмотрительно начал спор, от которого старик уклонился с поразительной легкостью. Под конец Слит разозлился и вспылил.
— У вас очень странное представление о Боге.
— У кого из нас есть какое-то представление о Боге? — улыбнулся отец Чисхолм. — Наше слово "Бог" — это чисто человеческое слово… оно выражает наше поклонение Создателю. Если оно у нас есть, мы увидим Бога… не беспокойтесь.
К своей досаде, Слит почувствовал, что краснеет.
— По-видимому, вы не очень-то считаетесь со святой Церковью.
— Напротив… всю свою жизнь я радовался, чувствуя ее руки, поддерживающие меня. Церковь — наша великая Мать, ведущая нас вперед… нас, кучку пилигримов, идущих сквозь ночь. Но может быть, есть и другие матери. А может быть, есть и какие-то бедные, одинокие пилигримы, которые одни, спотыкаясь, идут к дому.
Ужасная мысль для правоверного католика, не правда ли?))) Но эта мысль проходит через всю книгу, подтверждается всей жизнью отца Чисхолма, и приобретает, в силу этого, очевидную убедительность. Видимо, для автора романа эта тема была чрезвычайно актуальной, лично прожитой и перечувствованной.
Вообще о церковных проблемах в романе "Ключи Царства" говорится больше, чем в каких-либо других произведениях Кронина. Автор критикует (разумеется, через биографию отца Чисхолма) и бюрократический формализм церковных начальников, и обскурантизм духовенства, и фанатичное ханжество простых верующих. Короче говоря, весь тот клубок проблем, которые, к сожалению, наличествуют в современной жизни христианских церквей, Кронин в своем романе затрагивает. Это, в принципе, не очень удивительно: в любом произведении с религиозной тематикой эти проблемы будут затронуты. Удивительно другое: более полувека прошло с момента выхода в свет «Ключей Царства», а проблемы так и не решились…
В общем, роман достаточно интересный, глубокий, драматичный и при этом не тяжелый. В нем нет «чернухи» и жестокости, присутствует лишь некоторая элегическая грусть, преимущественно о людях, которых главный герой безвозвратно теряет по ходу жизни (родители, любимая девушка, друзья). В этом смысле книга еще и очень терапевтична – она помогает понять и принять тот факт, что родные и близкие люди с тобой не навсегда, что рано или поздно с ними придется расстаться, но жизнь на этом не закончится.
Несмотря на эту нотку грустинки, роман «Ключи Царства» все-таки очень светлый (видимо, из-за того, что таков главный герой). Поэтому я могу со всей уверенностью рекомендовать его к прочтению, особенно людям религиозным (им будет проще понять и автора книги, и главного героя – опыт-то у всех верующих более-менее схожий). Не рекомендую читать роман тем людям, которые не выносят религиозной терпимости: у них с первой же главы может начаться аллергия)))
На этом пока всё. До новых встреч на страницах канала «Христианство»!
P. S. Несколько цитат из романа. Ну, просто чтоб вы поняли общий дух той философии терпимости, которую автор вложил в уста отца Чисхолма. Я, кстати, почти целиком "за" такую философию. А Вы?)
«Принадлежность к тому или другому вероисповеданию является, безусловно, такой случайностью рожденья, что Бог не может придавать ей столь исключительного значения...»
«На свете существует много религий, и у каждой из них есть свои врата, ведущие на небо...»
«Ценность религии лучше всего определяется качествами её последователей…»
«Откровенно говоря, я не могу верить, что какое-нибудь Божье создание будет осуждено на вечные муки из-за съеденной в пятницу бараньей котлеты. Если у нас есть основное – любовь к Богу и к ближнему, – то с нами все в порядке. И не пора ли церквям всего мира отказаться от взаимной ненависти… и объединиться? Мир – это единое живое дышащее тело, здоровье которого зависит от множества составляющих его клеток… и каждая крошечная клетка – сердце человека…»
«Терпимость – высшая добродетель. За ней идет смирение»