На прошлой неделе в США представили громкую новинку - очки смешанной реальности. Поначалу, казалось бы, безобидная игрушка, произвела настоящий фурор. Люди настолько погрузились в вымышленный мир, не отрываясь при этом от реального, что создают опасные ситуации, в том числе на дорогах. А в некоторых странах, играя в виртуальные игры, пользователи совершают вполне себе настоящие преступления.
Опасность очков смешанной реальности
В последние дни интернет оказался завален кадрами людей в очках смешанной реальности, которые слоняются в них по улицам, принимают пищу и даже ходят в туалет. Но опаснее всего - когда такие фанаты виртуального мира прямо в очках садятся за руль. В США это уже не редкость. Вот, например, водитель передвигается в общем потоке, наслаждаясь компьютерной графикой. Автомобиль в этот момент едет на автопилоте. Министр транспорта США уже выступил с предупреждением: водить в таких очках небезопасно.
Некоторые адепты нового гаджета и вовсе готовы чуть ли не спать в очках. Что из этого может получиться - проверил на себе американский геймер. Он провёл эксперимент: целую неделю - 168 часов - жил в очках виртуальной реальности. Готовил, спал и даже общался с друзьями, не выходя из цифрового пространства. В итоге у него начались приступы клаустрофобии, а затем развилась депрессия.
Пол Кук, врач (США):
“Чаще всего мы слышим жалобы о том, что эти очки могут вызвать тошноту, головокружение и сильную слабость. Исследования показали, что виртуальная реальность влияет на мозг и вследствие отключаются отдельные нейроны, так как ваш визуальный опыт отличается от физических ощущений”.
Секс в виртуальной реальности
Но опасные побочные эффекты людей не отталкивают, особенно когда дело доходит до виртуальных игр. Там некоторые вытворяют такое, что не могут позволить себе в реальной жизни. В прошлом месяце стало известно, что британская полиция впервые занялась расследованием дела об изнасиловании в метавселенной. По данным прессы, 16-летняя девушка играла в сетевую игру с помощью шлема виртуальной реальности и на её персонажа напала группа взрослых игроков-мужчин. И хотя преступление было виртуальным, психологическую травму девушка - по версии полиции - получила реальную.
Daily Mail (Великобритания):
“Это оказывает такое эмоциональное и психологическое воздействие на жертву, что оно является более долговременным, чем любые физические травмы. Кроме того, из-за реалистичности погружения в метавселенную детям ещё сложнее различить, что реально, а что нет”.
Впрочем, секс в виртуальной реальности может быть и вполне законным. Минувшей осенью в Берлине открылся первый в Европе кибер-бордель. Где посетителям предлагают уединиться с механическими куклами, используя очки виртуальной реальности. Наиболее популярен секс с фантазийными персонажами, например, русалочкой. От 100 евро в час цифровая проститутка исполнит любое желание клиента. Реалистичные тактильные ощущения и приятное общение - включены.
Матиас Сметана, специалист по искусственному интеллекту Cybrothel (Германия):
“С этой куклой получается смешанная реальность. Как я уже сказал: у вас есть с одной стороны цифровая реальность, с другой - физическая. И мы всё это соединяем. Будущее совсем рядом. Через два года у нас уже будут секс-роботы, которые будут двигаться и общаться с помощью искусственного интеллекта”.
Новая реальность уже привела к тому, что люди все чаще отказываются от традиционных интимных отношений. Как показало недавнее исследование, в Японии две трети семей вообще не занимаются сексом. При этом в стране растет популярность секса виртуального. Недавно в Токио даже появились кабинки, где можно посмотреть порно в виртуальной реальности.
Опасность игровой зависимости
Отдельную нишу в виртуальной реальности занимают компьютерные игры. В ВОЗ уже официально признали игроманию болезнью и отнесли к психическим расстройствам. При этом популярность онлайн-игр растет во всем мире и есть даже случаи, когда люди годами не выходили из дома, чтобы не покидать виртуальный мир. Проблема актуальна и для нашей страны.
По данным ВЦИОМ, почти в половине российских семей подростки играют в компьютерные игры. Более того, врачи-психиатры уверяют, что каждый десятый человек до 30 лет в нашей стране страдает игровой зависимостью. Иногда доходит и до трагедий. Несколько лет назад в Москве 20-летний геймер пытался покончить с собой после проигрыша в онлайн-игре. В Башкирии умер подросток, три недели не вылезавший из популярной компьютерной игры.
А недавно в прессе рассказали историю девушки, которая годами не выходит из дома, полностью погрузившись в виртуальную реальность:
“Мне 28 лет и я не выхожу из дома примерно 8 лет. Я стараюсь не думать о будущем, наоборот, любая мысль о будущем, она для меня мегагрузящая, мега отвратительная, я стараюсь их избегать”.
Игромания на Западе
На Западе проблема еще острее. Эксперты подсчитали: больше 200 миллионов американцев постоянно во что-то играют. И это не только дети, ожидающие на рождество новую игровую подписку. Не так давно пресса писала про геймера из Пенсильвании, который с детства подсел на видеоигры, а в какой-то момент целый год не выходил на улицу.
Биф Эриксон, геймер (США):
“Меня уволили из нескольких мест, потому что я не мог больше этим заниматься. И я решил, что пока лучше побуду безработным. Я не думаю, что со мной всё в порядке, я знаю, что это не так. Некоторые врачи считают, что у меня биполярное расстройство”.
В Канаде обеспокоенные родители подали в суд на производителя игр из-за того, что их дети так увлеклись виртуальной реальностью, что перестали перестали есть, спать и даже мыться. Но настоящей катастрофой игромания стала в Японии. Страну захватила новая тенденция - молодые люди отказываются контактировать с внешним миром. Один из таких - японский разработчик игр Нито Соури. Он практически не выходил на улицу в течение 10 лет, а с другими людьми взаимодействовал только по сети.
Нито Соури, разработчик видеоигр (Япония):
“Я не выходил на улицу уже 10 лет. Таких как я в Японии называют "хикикомори". Спасибо моим подписчикам за поддержку, вы сотворили настоящее чудо для меня!”.
Подростковая онлайн-зависимость захватила и Китай. Властям страны даже пришлось пойти на радикальные меры: чтобы играть онлайн нужно подтвердить свою личность, вплоть до распознавания лица. Несовершеннолетним позволено играть полтора часа по будням и не больше трех часов по выходным. На такие меры государство пошло после того, как страну потрясла история геймера, который 6 лет не выходил из дома. Его отец со слезами рассказывал, что молодой человек перестал обращать внимание на внешний мир и полностью ушел в киберпространство.