Поиск работы — непростое дело по многим параметрам. В процессе случается, что «сладкая» вакансия настолько нравится соискателю, что он закрывает глаза на красные «флаги» и тревожные звоночки, намекающие на подозрительные моменты. Да и интуиция порой оказывается коварной штукой, ведь когда мы чего-то очень хотим, она сдает позиции и перестает раздражающе шипеть у нас в голове.
При этом все слышали истории о компаниях, где не оплачивают отпуска, срезают зарплату из-за больничных, платят «всерую» или вообще унижают сотрудников фразочками из разряда «незаменимых людей нет». Но зачастую люди ошибочно полагают, что с ними такого неприятного опыта не случится, а они сами сразу смогут понять, что на новом месте что-то не так.
Давайте разбираться, на что стоит обращать внимание на разных этапах знакомства с новой компанией.
ВАКАНСИЯ
- Стоит насторожиться, если объявления о вакансии в одной и той же компании попадаются вам на глаза с завидным постоянством. Это может быть свидетельством того, что на этом месте постоянная текучка.
- Обратите внимание на качество оформления публикации. Небольшое и невзрачное объявление или текст, написанный с ошибками, — всегда тревожный звоночек.
- Сделайте экспресс-анализ доступной информации о компании. Посетите ее сайт, изучите качество и даты опубликованных на нем материалов. Постарайтесь найти отзывы бывших сотрудников. Но при этом помните о необходимости отличать полезную информацию о реальных фактах от негативных эмоций уволенных работников.
- В объявлении не указано точное название компании или сфера ее деятельности? Это однозначно настораживает, поскольку из информации такого рода тайну хороший работодатель делать не станет.
- Если в вакансии очень обтекаемо описаны условия и обязанности, но в целом компания для вас привлекательна, не отказывайтесь от собеседования сразу. Не все организации (даже крупные) пользуются услугами профессиональных HR-специалистов, составляя тексты вакансий. Бывает, что главное — обозначить фронт работ, а дальше разбираются на собеседовании. Отправляйтесь на интервью и спросите все интересующее. Это поможет избежать ситуации, когда один сотрудник в прямом смысле работает за двоих, а то и за троих.
- В числе ваших личностных качеств потенциальный работодатель хочет видеть «гибкость» и «стрессоустойчивость»? За этими формулировками может скрываться желание свалить на вас все, что только можно, или сразу дается намек на самодурство руководителя.
СОБЕСЕДОВАНИЕ
- Как правило, кандидаты отвечают на вопросы, но сами стесняются спросить что-то у рекрутера или будущего руководителя. Понятно, что процесс собеседования, как правило, вызывает волнение, страх «а вдруг не возьмут?». Но задавать вопросы нужно — выбирают не только вас, но и вы.
- Стоит задуматься, если во время собеседования вдруг невзначай выясняется, что в компании очень строгие регламенты — в общении, в одежде, в поведении и прочем. Сразу стоит уточнить, есть ли штрафы, как они оформляются и влияют ли на работу и зарплату. Если политика наказания рублем считается у руководства самым действенным способом мотивации, лучше присмотреться к другим вариантам.
- Если HR-менеджер или руководитель расписывают только плюсы компании, а о недостатках умалчивают (даже после вашего вопроса) — это подозрительно. Есть вероятность, что минусов на самом деле очень много, либо руководство не хочет признавать свои слабые стороны и работать над улучшениями, поскольку в здоровом коллективе принято делиться ошибками и превращать их в опыт.
- Мало кто интересуется у будущего работодателя, как часто меняется руководитель в том отделе, куда кандидат собирается выходить на работу. А зря! Это важнейший критерий оценки, насколько стабилен коллектив, отлажены ли процессы и какие подходы к управлению практикуются. В одной известной финтехкомпании директор по управлению персоналом менялся каждые три месяца, а вместе с ним и команда. Разумеется, все это влияло и на атмосферу в компании, и на работу всех сотрудников.
- Спросите HR-менеджера или будущего руководителя, почему ушел предыдущий сотрудник. Если услышите нелестные отзывы — задумайтесь. А если на собеседовании ругают и тех, кто сейчас работает в компании, — оттуда лучше бежать, не оглядываясь.
- Оцените стиль общения. Если с соискателем разговаривают с позиции «я здесь главный, а ты должен меня умолять», ничего хорошего ждать не стоит.
- Особенная дружелюбность и формат «мы большая дружная семья, мы все в одной лодке» тоже должна настораживать. Таким образом обычно пытаются закамуфлировать либо постоянные переработки («мы же семья, нельзя бросать родных в беде, поработай еще»), либо несоответствия трудовому законодательству («часть зарплаты вы будете получать в конверте, но не переживайте — здесь все свои, вас не обманут»).
ПЕРВЫЕ ДНИ/НЕДЕЛИ РАБОТЫ
- Собеседование было в рамках принятых устоев, и вы получили оффер? Не стоит расслабляться — проверьте трудовой договор на важные пробелы. Как показывает опыт тысяч людей, во время подписания трудового договора и других бумаг с работодателем лучше потратить час времени и задать все уточняющие вопросы, пусть даже показавшись кому-то дотошным занудой, чем потом разбираться с юристами и бухгалтерией. Что обязательно должен включать в себя трудовой договор:
- место работы;
- должность;
- трудовую функцию;
- должностные обязанности;
- дату начала работы (если заключается срочный договор, то его срок и обоснование срочности);
- рабочие часы;
- размер оплаты труда, включая условия для получения премий и бонусов;
- количество дней оплачиваемого отпуска;
- условия труда на рабочем месте;
- характер работы (в частных случаях);
- гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями (в частных случаях);
- условия страхования (если в компании есть ДМС и другие виды страхования).
- Если вы пришли работать не в госструктуру, то насторожитесь, если вам на любое движение нужно письменное разрешение, завизированное тремя руководителями, или если за опоздание на 5 минут нужно писать объяснительную. Бюрократический строй в частных компаниях свидетельствует о закостенелости взглядов руководства и недоверии своим сотрудникам.
- Отношение к новому сотруднику — лакмусовая бумажка атмосферы в компании. Все очень прохладны и отстранены? Возможно, начальство не поощряет дружеские отношения и настраивает подчиненных друг против друга. Все безостановочно болтают и бездельничают в течение дня? Задумайтесь, так ли эффективно здесь протекают рабочие процессы.
- Если начальство косо смотрит на вас или даже делает замечания за то, что вы используете свой законный час на обед с первой до последней минуты, следует ждать и других придирок. Может быть, за частые походы в туалет или за работу ради денег, а не ради блага компании.
- Обратите внимание на техническое оснащение рабочих мест сотрудников. Если оборудование древнее и по отзывам новых коллег то и дело ломается, есть вероятность, что либо руководство скряжничает, либо у компании на самом деле не так все хорошо в финансовом плане.
Как бы грустно это все ни звучало, стоит помнить, что идеальных компаний (как и людей) просто не существует. Всегда найдутся разные минусы и недочеты, часто они могут быть сугубо субъективными. При этом в испытательном сроке стоит видеть не только опасность быть уволенным в любой момент, но и возможность самому уйти оттуда, где «красные флажки» намекают о далеко не радужных перспективах. Просто будьте внимательнее.