Найти в Дзене
SpaceForYou

Самая современная ракета России: Амур-СПГ. При нынешних темпах ее увидят только наши внуки

"Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!" - Льюис Кэрролл. И весь ракетно-космический мир бежал, что есть силы. Результатом бега стало создание целой номенклатуры ракетной частично-многоразовой техники, которая позволила сделать космические запуски максимально доступными, а в ближайшие 10 лет и вовсе обещает снизить цену выведения 1 кг в 5-10 раз. Отрицание, торг, принятие. Примерно в таких рамках в родном отечестве развивалась ракетно-космическая программа. В 2020 году Дмитрий Рогозин, возглавлявший тогда Роскосмос, на полном серьезе утверждал, что многоразовые ракеты невыгодны, а несколько месяцев спустя заявил, что новую сверхтяжелую ракету необходимо делать с учетом "новых технологий многоразовости". При этом нельзя сказать, что многоразовые ракеты никогда не проектировали в России. К примеру, еще в 90-х годах был разработан проект "Байкал", целью которого было создание многоразовой "крылатой" ступе
"Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!" - Льюис Кэрролл.

И весь ракетно-космический мир бежал, что есть силы. Результатом бега стало создание целой номенклатуры ракетной частично-многоразовой техники, которая позволила сделать космические запуски максимально доступными, а в ближайшие 10 лет и вовсе обещает снизить цену выведения 1 кг в 5-10 раз.

Отрицание, торг, принятие. Примерно в таких рамках в родном отечестве развивалась ракетно-космическая программа.

В 2020 году Дмитрий Рогозин, возглавлявший тогда Роскосмос, на полном серьезе утверждал, что многоразовые ракеты невыгодны, а несколько месяцев спустя заявил, что новую сверхтяжелую ракету необходимо делать с учетом "новых технологий многоразовости".

При этом нельзя сказать, что многоразовые ракеты никогда не проектировали в России. К примеру, еще в 90-х годах был разработан проект "Байкал", целью которого было создание многоразовой "крылатой" ступени для РН "Ангара".

Проект успешно заволокитили, но согласно сайту ФПИ (Фонд перспективных исследований) он продолжает развиваться под названием "Крыло-СВ", хотя его перспективы и состояние на текущий момент не совсем ясны.

-2

Проект многоразовой метановой ракеты с вертикальной посадкой сегодня имеет название "Амур-СПГ" и рассчитан, если уж не на то, чтобы вернуть лидерство России в части пусков, то хотя бы на то, чтобы обеспечить страну собственным дешевым носителем, потребность в котором будет расти год от года.

Первые упоминания о подобном носителе стали появляться в 2013 году. Задел у изделия вполне перспективный: метановые многоразовые двигатели, посадка ступени в горизонтальном виде, широкое применение композитов и 3D-печати, а также клятвенные обещания построить ракету "как у Маска, но лучше".

"Союз-СПГ"/"Союз-7"/"Амур-СПГ" - ровно столько названий сменил проект, но на 2024 год он так и не вышел за стадию технического проектирования, не говоря обо всем остальном.

-3

На первой ступени ракета будет использовать 5 двигателей РД-0169, а на второй ступени РД-0168, который представляет собой высотную версию РД-0169, что весьма типично для отрасли. По такому пути идут в SpaceX и в Rocket Lab и в других перспективных стартапах в т.ч. из Китая, Европы, Кореи.

Двигатели РД-0169 должны пройти огневые испытания в 2025 году, а сам носитель вроде как будет готов к пуску не ранее 2028-2030 года.

Мы в ОК

Таким образом, если SpaceX при штате в 4 тысячи человек хватило 4 года на то, чтобы создать и запустить ракету тяжелого класса Falcon-9 , еще 4 года ушло на то, чтобы научить ее летать в многоразовом режиме, то госкорпорация, имеющая сотни тысяч человек в штате, пройдет путь от задумки до запуска за жалких 17 лет при благоприятном стечении обстоятельств.

-4

При этом, Ракетно-космический центр (РКЦ) "Прогресс", который является разработчиком изделия, считает что рассказывать о подробностях разработки многоразовой метановой ракеты "Амур-СПГ", больше не стоит, т.к. общественная дискуссия якобы вредит ее созданию. На это можно сказать, что созданию может вредить лишь непрофессионализм, а общество за счет которого и создается это изделие имеет право знать куда и на что идут его деньги и какой результат будет получен.

Но даже несмотря на это, "Амур-СПГ" остается одним из самых перспективных российских носителей, и задержки в реализации этого проекта будут означать безнадежное отставание всей российской космической отрасли, ибо то, что мы только планируем сделать, конкуренты уже успешно реализовывают.

Нравятся ли вам подобные темпы?