Основная причина данных проблем — это переживание того «как меня будут воспринимать другие». «Я недостаточно хорош, я не интересен, я не красив, у меня не интересная одежда, у меня нет таких игрушек как у остальных, я не такой» эти переживания присутствуют у детей с нарушенной коммуникацией. Скажу больше, эти дети, порой придумывают определённый идеальный образ себя, из которого они хотели бы коммуницировать со сверстниками.
Но проблема для этих детишек заключается в том, что обрести этот «идеализированный образ себя», у них особо не получаемся. В чем же тут причина?
Выделю два фактора, основной и второстепенный. Начнем со второго – врождённая предрасположенность. Наш гормональный фон задаётся по наследству уже при рождении, а как мы знаем, наши предрасположенности мыслительных процессов, в первую очередь зависят от индивидуальных особенностей гормонального коктейля, присутствующего в нас. Наша стрессоустойчивость, эмоциональная чувствительность, даже скорость мыслительных процессов, очень сильно завися от нашей врождённой предрасположенности.
И следующий фактор – это педагогический. Тут время обсудить «материал», который ребёнок усвоил к своим годам. Этот фактор важен своими возможностями и потенциалом. Тут, мы можем как совершить благость для ребёнка, так и испортить ему психику. Мамы, бабушки, воспитатели – как раз те люди, отвечает за это. Взрослые являющиеся авторитетными для ребёнка, формируют у него отношение к себе. Это самый важный процесс в жизни человека, т.к. с этими настройками он пойдёт через всю жизнь. Из тех конструктов восприятия мира, которые закладывают в него взрослые, ребёнок будет видеть себя и общество. Умение подстроить свою психику под обстоятельства - это искусство, но развить это у ребёнка наша прямая задача.
Скажу не замысловато, если взрослый в этом возрасте будет, не взирая на обстоятельства, выслушивать мнение и потребности малыша, не обесценивая их при этом, то ребёнок будет осознавать свою значимость. А также важно, постоянно вести разговор о принципах и мотивах поведения других, окружающих его людей. Тем самым, мы сформируем у ребёнка эмоциональный интеллект. Тут важно, чтобы он не пытался кому-то что-то доказать в жизни, кроме самого себя. Его самооценка будет формироваться в адекватном, ключе, исходя из окружающих его обстоятельств. Умение взрослых слушать, слышать и обсуждать важные жизненные моменты с малышом, формируют в нем представление своей ценности в этом мире. Основной фактор воспитания – «я важен для своих родителей и значим в своём окружении». Особо хочу выделить свойства психики родителей, передающиеся ребёнку через установки. Говоря простым языком – это принципы. Представление о том, что есть хорошо и что плохо. Здесь мы закладываем основной важный посыл – «своё не отдам, но и чужого не возьму».
Всё вышесказанное это алгоритмы коммуникаций родителей с другими людьми, которые закладывают основу поведения ребёнка со сверстниками.
А сейчас, три самые популярные ошибки, совершаемые родителями при воспитательном процессе.
Первое – нет времени выслушать ребёнка и обсудить с ним его точку зрения, не обесценивая важные для него переживания!
Второе – нет опыта или желания обсуждать с ребёнком поведение других людей. Т.к. ребенок делает свои выводы относительно себя из разговоров о других. Он начинает понимать кто же он, и как ему себя вести.
Третье – отсутствие навыка принимать и любить себя безусловно, передающаяся как установка своему ребёнку. Большинство взрослых, сами не принимает себя такими какие они есть, что порождает огромное количество экзистенциальных проблем.
Как правило, родители детей с нарушенной коммуникацией, в той или иной степени, сами имеют отклонения от нормы, в повседневном общении с обществом. Умение в жизни менять «маски», от авторитетного льва, до скромной мышки, это навык передаваемый от родителей к малышу. Если родители сами имеют психологические комплексы, мешающие проявлять себя в обществе, то и малышу будет очень трудно найти своё место среди равных. Как не странно это сейчас прозвучит, но именно детям, в течении всей жизни, придётся исправлять ошибки воспитания их родителей.