В медиа-пространстве это событие прошло малозаметно. И это показатель отношения к науке.
Л.Н.Толстой много размышлял о развитии научных знаний: «То, что в нашем мире считается единственной и самой важной наукой: естественные науки, политикоэкономия, история (как она изучается), юриспруденция, социология и пр., совершенно такие же ненужные и большей частью ложные знания, какова в старину была «наука», включавшая в себя богословие, алхимию, аристотелевскую философию, астрологию». (Дневник - 29 декабря 1906 г.)
Почему же, по мнению Л.Н.Толстого, наука пошла по ложному пути? Он называет, по крайней мере, три причины: во-первых, потому, что большая часть знаний, полученных наукой никому, кроме самих ученых, не нужна, во-вторых, потому, что с давних люди стали ставить свое материальное преуспевание выше духовного совершенства, а наука закрепила это ложное представление о соотношении материальных и духовных ценностей, а в-третьих, потому, что наука не сумела развиваться равномерно, что ей не позволило составить представление о мире как о некоем связном, едином целом.
В последнем аргументе речь о том, что в истории науки процессы ее дифференциации преобладали над процессами интеграции, что привело ее к утрате целостного представления о мире. Л.Н.Толстой подчеркивал неравномерность развития разных отраслей науки, что тоже влияло на утрату единого, всестороннего, системного взгляда на мир: «В знании важно не количество знаний, даже не точность их (потому что совершенно точных знаний нет и никогда не будет), а разумная связность их: то, чтобы они со всех сторон освещали мир. Вроде того, что бывает в постройках. Постройка может быть великолепна или бедна: зимний дворец и шалаш, но и то и другое - разумные постройки только тогда, когда они защищают со всех сторон от непогоды и дают возможность жить в них и зимой и летом; но самые великолепные три стены без четвертой или четыре без крыши или без окон и печи много хуже бедной хаты, в которой можно укрыться и не задыхаться и не мерзнуть. То же и в научных знаниях, теперешних знаниях ученых в сравнении со знаниями безграмотного крестьянина-земледельца. Эта истина должна быть основой воспитания и образования. Расширять знания надо равномерно». Эта длинная цитата совершенно четко обозначает происходящее в современной науке и что очень важно – в современной педагогике состояние. Наша школа учит всему чему угодно, но не учит самому главному – быть счастливым человеком!
А теперь что же Л.Н.Толстой понимал под наукой истинной? Что это за наука? «Мне думается, - отвечает русский Будда, - что теперь наступило время, когда люди сознают эту свою ошибку и исправят ее. И установится или, скорее, разовьется истинная, нужная людям наука духовная, наука о совершенствовании духовном о средствах наиболее легких достижения его». Остается ждать еще 300 лет пока, наконец, эта идей воплотится в жизнь.