Найти тему

Проблема с предлогами у детей с алалией и один из способов ее решения

Наша бытовая речь буквально насыщена указательными наречиями. На вопрос членов вашей семьи, где лежит та или иная вещь, в 8 случаев из 10 прозвучит ответ: там, тут, здесь. Ещё могут предложить заглянуть туда или взять оттуда. Даже при попытке вопрошающего уточнить, где именно это "там", может последовать жест рукой, показывающий направление поиска.

Это определенно не лень и не нежелание помочь в поиске утерянного предмета. Так выглядит стремление бытовой речи к экономии языковых средств, это тенденция характерна для любого языка мира.

Только культурные традиции того или иного социального слоя заставляют человека напрягаться и давать развернутый ответ. Все мы владеем богатством своего языка в полной мере, знаем его грамматические законы. Касается это и употребления предлогов. Папы, мамы, бабушки и дедушки без труда используют любые предлоги. Им несложно сказать, что пульт от телевизора лежит под диваном, за креслом, на столе или кто-то случайно убрал его в холодильник. Но геометрия наших квартир или домов такова, что жестом показать можно практически все места, где можно взять требуемую вещь, ну и добавить вездесущее "там".

Где-то тут, а может быть и там...
Где-то тут, а может быть и там...

А теперь давайте взглянем на эти бытовые речевые ситуации с позиции ребенка с алалией. На занятиях с ним старательно отрабатывают конструкции с предлогами. Рассматривают картинки, предлагают разыгрывать сценки с игрушками.

В семье Лаврика мама с папой хорошо отслеживают свою речь при общении с сыном. Две старшие сестры вносят свои подростковые нотки в развитие словарного запаса младшего брата, но примера правильной речи со стороны родителей вполне достаточно. Так что Лаврен справился с предлогами к 5,5 годам.

Даже в условиях урока малышу с серьезными речевыми проблемами не всегда удается повторить предлог, поставить его на нужное место в предложении. Но вот занятие закончилось, ребенок пришел домой, а ТАМ звучат короткие, удобные, экономные слова.

Ребенку с алалией требуются сотни повторений для введения в речь новых слов, для освоения грамматических навыков. Как ему набрать эту частотность, если наша бытовая речь стремится к предельному лаконизму?

В моем жизненном опыте было длительное погружение в среду русских эмигрантов, которые стремились сохранить русский язык для своих детей. Понятно, что выходя за двери своего дома, ребёнок попадает в другую языковую среду. Ему негде набирать словарный запас русского языка. Только дома, в семье. Когда я приходила в гости к своим русским знакомым, мне порой казалось, что вокруг говорят на языке романов русских классиков 19 века. Никаких сокращений, все предложения развернутые, каждое слово на своем законном месте. Причина, заставившая родителей отказаться от экономной бытовой речи, абсолютна понятна. У детей нет возможности услышать родной язык в других условиях. Использовать время, которое дети проводят дома, нужно по максимуму. Сократить речь можно легко, а вот для того, чтобы уметь развернуть ее во всей красе, нужно иметь пример классического звучания. И семья может отлично с этим справиться.

Я, конечно, несколько утрировала упрощение речи в быту и усилила акценты на традициях воспитания детей в русскоговорящих семьях за границей. Сделала это с единственной целью.

Пожалуйста, если в вашей семье растет ребенок с проблемами в развитии речи, не усложняйте ему жизнь, используя бесконечные указательные наречия. Может быть, хотя бы один член семьи сможет взять на себя труд по постоянному применению предлогов. Или дежурство по ним установите. Сегодня папа следит за употреблением "В, НА, ПОД, ЗА, К, НАД, МЕЖДУ", а назавтра за это отвечает мама.

В речь Вовы крайне тяжело входили предлоги. Даже один из простых предлогов "НА" потребовал более полугода кропотливой работы. Семья Вовы очень ответственно взялась за отслеживание предлогов в быту. Доподлинно знаю, как перестраивали свою речь все члены семьи мальчика. Труднее всего пришлось дедушке, но и он проникся проблемами внука. При Вове стал разговаривать четко и без сокращений. К четырем годам мальчик справился с предлогами, все стоят на своих местах.

Этап выхода на тот уровень речи, когда у ребенка появляются предлоги, длится около года. Не так уж и долго нужно отслеживать качество звучащей в семье речи. Стоит напрячься на этот период, ведь без особого внимания к теме предлогов, в речи ребёнка с алалией их можно ждать годами. В некоторых случаях естественным путем они вообще не появляются.

Всем успехов в развитии речи!