Найти тему

Сергей Панарин: Инновации против пробок. Российский комплекс «Мегатолл» борется с заторами на платных трассах

Создатель системы Сергей Панарин делится опытом внедрения скоростных и бесконтактных решений оплаты проезда.

Интенсивность автомобильного трафика на платных трассах Росавтодора ежегодно растёт. Так за прошедший 2022 год она увеличилась на 13,3%. При сильном увеличении потока машин “бутылочным горлышком” скоростных шоссе становятся пункты пропуска. Однако отечественные разработки позволили решить проблему. Одна из них – аппаратно-программный комплекс “Мегатолл”, который сейчас работает на трети платных дорог страны. Инновационная разработка уникальна своей совместимостью как с открытыми, так и закрытыми системами взимания платы на автодорогах. В то время как зарубежные аналоги, в основном, могут работать только с одним из видов систем. Автор и создатель разработки – талантливый IT-инженер Сергей Панарин, участвовавший ранее в разработке системы, благодаря которой водители могут оплачивать проезд одним устройством на трассах с разными операторами. Сегодня мы поговорим с разработчиком о том, как ему удалось превзойти зарубежные решения, и как ИТ предотвращают заторы на пунктах пропуска.

Сергей, вы давно занимаетесь разработками интеллектуальных транспортных систем. Одной из самых значимых в масштабах страны ваших разработок стал аппаратно-программный комплекс "Мегатолл" для проведения быстрой оплаты на платных участках дорог. Как формировалась идея?

Идея создать собственный универсальный комплекс для систем взимания платы сформировалась на основе моего опыта работы в этой сфере. Всё началось ещё в 2011 году, когда я устроился инженером на один из первых платных участков дороги М4 "Дон". Тогда это было новое и перспективное направление для России. Работая с разными системами взимания платы, я столкнулся с их недостатками, увидел потенциал для улучшений.

К 2016 году у меня уже был богатый опыт внедрения и сопровождения таких систем. И тут пришло понимание, что хочу создать продукт, который будет лишён имеющихся ограничений и объединит все лучшие наработки. Мне хотелось разработать универсальное решение, которое будет полностью открытым и гибким, позволит реализовать как закрытую, так и открытую систему оплаты.

В итоге, после года разработки и тестирования появился наш аппаратно-программный комплекс "Мегатолл". Мы с командой вложили в него весь накопленный опыт и знания. И сегодня я горжусь тем, что это решение успешно применяется на многих ключевых дорожных объектах в России.

Вам и компании АСТ уже удалось занять 34% рынка с “Мегатоллом”. В чем секрет успеха? Чем ваше решение превзошло российские и зарубежные аналоги?

Действительно, вопрос конкурентоспособности нашего продукта по сравнению с зарубежными аналогами очень важен. Я постараюсь объяснить, в чем заключаются наши ключевые преимущества.

Во-первых, наш комплекс "Мегатолл" изначально разрабатывался как универсальное решение, сочетающее в себе возможности как закрытых, так и открытых систем оплаты. Большинство зарубежных разработок ориентированы, как правило, либо только на один, либо только на другой тип систем.

Во-вторых, архитектура "Мегатолла" базируется исключительно на открытых компонентах – это операционная система Linux, СУБД PostgreSQL и другие, – что обеспечивает гибкость, масштабируемость и снижает стоимость владения.

В-третьих, программная реализация позволяет легко модифицировать логику работы и алгоритмы под нужды конкретного заказчика и интегрировать новые модули. Мы учли недостатки других вендоров, где изменения требуют серьезных усилий.

В-четвертых, российское происхождение нашего продукта дает преимущества при работе с местными нормативными требованиями, интеграции с другими отечественными системами.

Ну конечно, сильная техническая поддержка и опыт внедрений на ключевых объектах инфраструктуры.

На данный момент география применения вашего комплекса весьма широка: это и М4 ”Дон”, и М11 "Москва — Санкт-Петербург”, и первая платная трасса на Дальнем Востоке М58 "Амур". С помощью каких инструментов вы распространяли свой продукт?

Я считаю, одним из ключевых факторов стало то, что мы смогли удачно позиционировать его как полностью российскую разработку, отвечающую потребностям местного рынка. Это сыграло на желании заказчиков поддержать отечественного производителя высокотехнологичной продукции в лице компании ООО “Автоматизированные системы транспорта”, где я в данный момент работаю. Также немаловажную роль сыграли наши усилия по продвижению "Мегатолла" через активное...

Подробнее на it-world.ru