Александр сидел на смотровом столе, вытянув ноги. Врач осматривал его голень, которая причудливо распухла и была покрыта глубокими синяками. Его супруга деликатно держала его правую руку. Обе руки были перевязаны.
– Больше не бегайте, – сказал врач отрывистым тоном, – С вашей болезнью это небезопасно. Это повреждение будет заживать долго. В следующий раз, когда вы упадёте, может быть ещё хуже.
По некоторым причинам за один лишь месяц, прошедший после его 54-летия, число его падений увеличилось. Но, как правило, когда Александр падал, с ним всё было в порядке. Он усмехался, вставал и продолжал свой день.
Но не сегодня...
В это утро он решил совершить быструю пробежку по знаменитой тропе у озера «Бездонное» в Серебряном Бору. Тропинка начиналась неподалёку от тростникового болота, а затем уходила вверх по пологому склону, изгибаясь через густой лес из лиственных пород и сосен.
Земляная тропинка была хорошо ухожена, несмотря на то что была изрыта корнями. Был вторник, и остановка была безлюдна. Было интересно побыть там одному. Его супруга, София, тоже любила бегать здесь, но сегодня она была на работе.
Александр вышел из машины и, недолго думая, начал бежать по тропинке. Он предвкушал счастье, которое наступит после пробежки. Ноги были твёрдыми и лёгкими, когда он перешёл на комфортную ходьбу. Сквозь верхушки деревьев пробивался дневной свет и прорастали весенние полевые цветы.
Он чувствовал себя свободным и был благодарен за то, что бежит в этом чудесном месте. Внезапно, его левая голень подогнулась, и он тяжело приземлился на ладони.
– Чёрт, сказал он, пошатываясь.
Александр посмотрел на свои руки. Они были исцарапаны. Он осторожно убрал небольшие острые камни, въевшиеся в кожу. Неохотно посмотрел на голень. Она была неестественно выгнута. Александр понимал, что она серьёзно растянута или сломана.
Он сжал руки в кулаки и с трудом поднялся на ноги, но тут же вскрикнул от боли, когда на ногу навалилась тяжесть. Александр упал обратно на тропинку.
– Как, чёрт возьми, я отсюда выберусь?
Мучения в голени и руках начали одолевать его. Его рассудок вышел из состояния заморозки и перешёл в режим решения проблем. Он достал телефон и позвонил в МЧС, сообщив сотруднику, что ему причинили вред и где он находится. Александр чувствовал себя униженным.
После долгих минут ожидания, Александру помогли вернуться к своей машине. Сотрудник МЧС поинтересовался, не нужно ли ему вызвать скорую помощь. Александр ответил, что нет. Он позвонит своей супруге.
В старших классах Александр занимался лёгкой атлетикой. Он был хорошим спринтером и прыгуном в длину. Это было захватывающе – бежать с бешеной скоростью, а потом взлетать и лететь, с силой прыгая в песок. Но это было небезопасно. Песок детонировал у него под ногами.
Но больше всего ему нравился кросс. Бег на природе доставлял ему настоящее удовольствие. После окончания школы он перестал участвовать в соревнованиях, но продолжал с удовольствием бегать на улице в колледже и после него.
Если погода не была экстремальной, он бегал каждый день, а вечером бегал ещё и ещё. Вообще-то он был жизнерадостным человеком, но когда он бегал, то ощущению счастья не было предела.
Одиночные пробежки были необычайно полезны для прояснения интеллекта, но ещё больше он обожал бегать с Софией. Иногда они беседовали, а иногда просто бегали наедине, оставляя место друг для друга.
В конце недели они бегали 10-километровый забег в парке «Лосиный остров». Они бегали, держась за руки. Александр заставлял Софию хихикать своим потрясающим чувством юмора.
Четырнадцать лет назад, когда Александру было 40 лет, он проснулся от ужасных мучений, икроножные мышцы свело судорогой.
– София! – сказал он, – Я не могу пошевелить ногой.
София попыталась помочь, разминая его икру, но легче от этого не стало. Проблема неизбежно нарастала, и это пугало Александра. Это продолжалось каждую ночь. Он обратился за помощью к магниевым добавкам и спреям с эпсомской солью.
Но вскоре у него появились необычные побочные эффекты. Он потерял чувствительность пальцев рук и ног. Части его голеней горели от мучений при прикосновении. Его лодыжки ослабли. Он спотыкался о ковры и щели на пешеходной дорожке.
Наконец, в возрасте 41 года София уговорила его обратиться к неврологу, который назначил обследование нервной проводимости и наследственный тест. Врач попросил их прийти в офис через неделю для обследования.
После тревожной недели ожидания они прибыли в неврологическую клинику. Врач сразу же выяснил, что Александр приобрёл динамическое заболевание нервов с причудливым названием: "Шарко-Мари-Тута", или ШМТ.
– Но не паникуйте, – сказал специалист, – Чаще всего ШМТ не опасна и не угрожает жизни. Большинство людей, страдающих этим заболеванием, живут обычной жизнью.
София крепко держала руку Александра, но в этот момент он почувствовал, как её пальцы разжались.
– ШМТ поражает периферическую систему, нервы, расположенные за пределами головного и спинного мозга.
Невролог нарисовал на блокноте суровое изображение тела с мозгом и волнистыми линиями, усиливающимися к ногам.
– Ваш мозг говорит вашим ногам двигаться, посылая электрические и химические сигналы через ваш комплексный каркас. При вашей форме ШМТ аксоны в нейронах перекручиваются или распадаются, поэтому, когда мозг пытается послать сигнал, сообщение не проходит. Без сигналов мышцы ваших стоп и ног начинают атрофироваться.
– Атрофия? – прошептал Александр.
– Растрачивание мышц. По сути, болезнь постепенно, незаметно убивает ваши мышцы. Поражение нервов тоже вызывает омертвение и боль.
– Можно ли что-нибудь с этим сделать? – поинтересовалась София.
– На сегодняшний день нет никакого лекарства, – ответил врач.
– Нет лекарства? Никакого лечения? – пробормотал Александр.
Лицо Александра покраснело. Он чувствовал себя измождённым. Его тело было против него, несмотря на то что он уже давно бегал, здоровый и сильный. София снова сжала его руку.
– Это странно, что ШМТ выявляется так поздно в жизни, – продолжил невролог, – Отличная новость заключается в том, что бег и хорошая физическая форма, скорее всего, отсрочили развитие болезни.
– Могу ли я продолжать бегать? – спросил Александр, его голос был бессилен, – Это очень важно для меня.
– Я не могу вам сказать, что делать. Каждый пациент с ШМТ индивидуален. Бег – не мой любимый вариант, но обычные физические упражнения важны. Вы не сможете заменить мышцы, которые уже атрофированы, но вы сможете укрепить незатронутые мышцы, чтобы помочь им выполнять работу тех, которые атрофировались.
– Почему бег не является вашим любимым вариантом? – поинтересовалась София.
– Любые высокие нагрузки, такие как бег, чреваты повреждениями и травмами нервов. Но если вы осторожны, то в настоящее время это должно быть разрешено. Но поскольку ШМТ прогрессирует, наступит момент, когда вам, скорее всего, придётся остановиться и найти более безопасный вид физической активности.
Этот день наступил 13 лет назад. Сейчас, в 54 года, Александр вынужден признать, что специалист был прав. Его болезнь становилась всё более серьёзной. Он был без сил. Его крепкие ноги бегуна стали тонкими. Он хромал. Когда он оступался, друзья игриво спрашивали, не опьянел ли он.
Александр решил продолжать делать всё, что требовалось от него в жизни, – работать, водить машину, заниматься домом, ухаживать за яблонями, но только делать это более осторожно. И, несмотря на предостережения врача, он не прекращал бегать.
Александр посмотрел на свою распухшую голень. День, когда он узнал, что у него ШМТ, был разрушительным, но сейчас он вызывал скорее сожаление. София коснулась его щеки и обхватила правой рукой.
– О, милый, – прошептала она.
– Я больше не могу бегать, – прошептал Александр.
– Пойдёт ли София бегать без меня? – подумал Александр.
Александр встретил Софию во время пробежки. Он прекрасно помнил тот день. Ему было 34 года. Был прохладный, солнечный февральский вечер четверга. Он бежал в парке по расчищенной дорожке, окружённой высокими деревьями и заросшими каменными разделителями.
Его взгляд привлекла женщина, бежавшая впереди него. Она была одета в тёмные чулки, румяную футболку и голубую шапочку с румяным шариком на голове.
Александр уловил её взгляд и сбавил скорость. Он не мог перестать наблюдать за ней. Он не видел её раньше, но так или иначе знал, что она ему понравится. Она склонилась, чтобы завязать шнурок. Он неуклюже остановился, воображая, что видит некое пернатое существо.
В этот день его жизнь изменилась. София была той, ради кого он держался. Она была той, с кем он должен был разговаривать каждый день до конца своих дней.
София встала и снова начала бежать. Александр продолжал бежать за ней. У неё были длинные красивые ноги, и она бежала с большой скоростью, поэтому Александру приходилось напрягаться, чтобы не отставать от Софии.
Он сосредоточился на её вытянутой руке и надеялся, что на ней нет обручального кольца. Они оба продолжали бежать. Александр не знал, сколько времени прошло. Для него это было похоже на бесконечную радость.
Солнце сверкало, птицы пели, а он незаметно получал заряд от близости этого удивительного человека, бегущего впереди него. Он мог бы продолжать в том же духе до скончания веков. Но в конце тропы София свернула в сторону и направилась к остановке. Александр замер.
– Что дальше? – подумал он.
София открыла дверь маленькой блестящей голубой машины. На заднем стекле красовались смешные наклейки. Машина напомнила Александру смешного персонажа из мультфильма, который он смотрел вместе с племянником.
Слава Богу. Она не путешественница. Она живёт здесь. Ему безумно хотелось заговорить с ней, поздороваться, пригласить на кофе, но он так и не смог. Александр стоял у края остановки, как юнец и наблюдал за ней. София села в машину и закрыла дверь, просигналила и уехала. Он смущённо поклонился.
Александр скучал по Софии. Ему даже нужно было поплакать. Каждый день в течение 14 дней он проходил один и тот же путь, в одно и то же время. Когда он вёл машину, он прочёсывал улицы в поисках сияющих синих автомобилей. Он знал, что обязательно найдет её.
Однажды в четверг, около трёх часов дня, он заехал на остановку возле местного уютного кафе и там стоял жизнерадостный синий автомобиль со смешными наклейками. У Александра защемило сердце. На этот раз он записал номер её машины.
Он сел на сиденье у тропинки, чтобы не сомневаться, что увидит её. На этот раз он будет смелым. Он приготовился к началу разговора. Александр подпрыгивал на ногах, чтобы разрядить напряжение.
Он переводил взгляд с деревьев на тропинку и обратно на деревья, так что любой наблюдающий за ним мог подумать, что он наблюдает за крылатыми существами. В верхушках деревьев порхали птицы, но без бинокля никто не мог определить их вид.
Чтобы скоротать время, он знакомился с гостями и их собаками. Дама средних лет с морщинистой коричневой собакой. Молодая девушка из колледжа с белым кучерявым щенком пуделя. Более опытный мужчина с пушистым щенком с плоской мордой. Александр не знал, как различать породы собак. Он снова поднял глаза к деревьям.
Примерно через тридцать минут наблюдений за пернатыми существами и собаками он узнал того, кого действительно хотел увидеть, бегущую по тропинке. Бегущую по своему обычному маршруту. Его сердце заколотилось.
Он подумал, что, возможно, был немного безумен в тот день, когда впервые увидел её. Что, если она не та самая? Вдруг, найдя её, он разочаруется? Но Александр зря переживал.
София действительно была немыслимо идеальна. Её щёки раскраснелись. На ней была зелёная футболка с медведем, тёмные чулки и тёмные кроссовки. Та же синяя шапочка с румяным мячиком на голове. На правом запястье красовались разноцветные браслеты из бисера.
Время пришло. Александр встал.
– Привет! – сказал он.
Она остановилась.
– Привет! – ответила София, улыбаясь.
У неё был прекрасный голос. София не выглядела встревоженной. Вокруг были весёлые люди, прогуливающиеся с собаками неопознанных пород, получающие заряд от дневного света.
Он глубоко вздохнул.
– Ладно, начнём. Я видел, как вы бегали здесь несколько недель назад, и мне нужно было поздороваться, но я замялся. С тех пор каждый день я сожалею об этом. На этот раз я не намерен всё испортить…
София хихикнула. Это был замечательный звук. Она протянула правую руку. Он взял её.
– Я София, – сказала она.
– Я Александр, – ответил он.
Александр пригласил её на кофе. София согласилась. Они болтали и хихикали два часа подряд, наслаждаясь крепким кофе. Он чувствовал себя опьянённым и воодушевлённым.
Как Александру удалось впервые в жизни так правильно выбрать женщину?
Его прошлые попытки завести отношения начинались на вечеринке в колледже или в баре и с того момента быстро заканчивались. Но он никогда не пытался найти любовь во время бега. Бег постоянно давал ему необыкновенную ясность ума.
На этот раз он прояснил его рассудок, чтобы мистическим образом узнать свою прекрасную спутницу. С того дня они вошли в привычный ритм. Они проводили вместе дни и вечера. Они провели множество вечеров в парке, где он обожал бегать рядом с ней, а не позади неё.
София была прекрасна, умна и добра. Они были из тех пар, над которыми ухмылялись окружающие, поскольку у них, как оказалось, было общее увлечение.
Через четыре месяца после этого, в мае, они вместе бегали на остановке. Около того места, где Александр впервые увидел Софию, и кланяясь, завязывал шнурок. София остановилась перед ним. Он усмехнулся, глядя на неё. Достал из внутреннего тайника своих шорт кольцо с драгоценным камнем.
– Да, сказала София, расплакавшись от счастья.
– Всё же придётся остановиться и найти более безопасный вид физической активности, друг мой, – сказал невролог, деликатно постучав пальцами по ногам Александра.
София была рядом с ним, как и в течение 20 долгих лет. Она поцеловала перевязанную руку Александра и пересадила его в инвалидное кресло.
– А сейчас, милый мой, пойдём гулять!
---
Автор: Сергей Овчарук.
Благодарю за внимание!
Отдельное спасибо за подписку!
До новых встреч на канале: Сергей Овчарук | Рассказы