Испания, как правило, далека от волшебных сказок и страшных преданий, которые так любят во многих других европейских странах. Слишком долго находилась она под арабским влиянием, слишком долго прятали христиане статуи Святых в глубоких пещерах, и все основные, более или менее известные испанские легенды связаны с христианскими чудесами или сражениями с маврами.
Лишь кельтский север сохранил блуждающие огни на болотах и прочие кельтские «штучки».
Но оказалось, что модная ныне тема вампиров не обошла и Испанию.
Поклонники вампирских сериалов вышли на форумы, посыпались вопросы и обсуждения, до возмущения дошло- везде есть вампиры, а в Испании нет! Пришлось продвинутой публике покопаться в архивах.
И тут явились на свет очень интересные вещи.
Любопытно, что на кастильском диалекте слово вампир очень похоже на его славянские аналоги- наш простонародный вурдалак или хорватский вукодлак (ох, кстати. тема интересная- она мне ещё в хорватских деревушках на ум приходила, доберусь как нибудь- словенские и хорватские вулкодлаки!).
В кастильском это создание - creatura de la noche - называется Brucolaco
Первые упоминания о вампирах в Испании относятся ко времени между 125 и 180 годах нашей эры.
Лусио Апулейо, римский писатель и философ, рассказал тогда историю двух сестер, Мерои и Пантии, который регулярно навещали некоего Сократеса (ничего общего с греческим философом не имеющего), и пили его кровь. Ничего не подозревающая жертва слабела день ото дня.
Чтобы Сократес не замечал отверстий на шее (а может, они просто закрывали его, как банку с соком?:) сестры залепляли ранки на шее бодягой. Но как то Сократес склонился над рекой, «пластырь» отвалился, и последняя капля крови упала в воду. Тут бедняга и умер.
С давних времен в Испании известен hombre-lobo, человек-волк, а проще- оборотень. Хотя опять же, случаи не часты, и Испания никогда не была «рассадником» этих существ.
Много веков назад были даже способы идентифицировать вампира. Проще всего было раскапывать могилы, и смотреть, не имеет ли покойник характерных признаков. Немало кладбищ разорили в те времена.
Самый «достоверный» способ был описан аббатом Фейхоо, он заключался в том, что мальчика девственника сажали на лошадь и отправлялись на кладбище. У какой могилы лошадь вставала, как вкопанная, там и находился вампир.
В Испании лошадь для ритуала обязательно должна была быть черной, а в Албании, например, белой.
О существовании вампира где-то рядом задумывались, если у крестьянской семьи начинал без причины погибать скот, а затем и члены многочисленной семьи.
Самые известные вампирские истории, сохранившиеся в документах, относятся к Каталонии.
Недалеко от Жироны в замке Llers (разрушенном уже во время гражданской войны в 20 веке) жил граф Estruch, Estruc или Estruga, местный феодал и защитник своих земель от мавров.
Он боролся не только с маврами, но и с сохранившимися языческими обычаями.
Говорят, что превратился он в вампира из-за многочисленных проклятий, которые насылали уничтожаемые им язычники. Став вампиром, граф много страха нагнал на округу. Любил он молодых женщин, который беременели от связи с ним и рожали чудовищ, умиравших, правда, при рождении.
Некоторые легенды рассказывают, что граф Estruch сражался с армией сарацинов в 1212 году, под знаменами Каталонии и Арагона, хотя сам был пришлым рыцарем.
За доблесть король выделил рыцарю феод и замок в Каталонии, где и разошелся наш вампир-кабальеро Иногда он выходил на прогулку в сопровождении волков.
В этих местах говорят, что проклятья погубленных графом ведьм и колдунов обрекли его вечно бродить по ночам в поисках крови. И хотя сильной еврейской диаспоре Жироны удалось вернуть его в Ад, благодаря особым заклинаниям, до сих пор, темными ночами, выход иногда граф на прогулку.
Считается, что от его имени произошло каталонское слово "malastrugança”- невезение.
И не повезет той женщине, что встретит обманчиво мужественного и благородного на вид рыцаря где-нибудь в пустом жиронском переулке…
У Таррагоны есть городок, который носит название Pratdip, Луг Вампира
Здесь не просто существовали легенды о собаках-вампирах, которые пугали народ. Изображения этих собак остались на щите местной деревни, на муниципальной печати с 1700 года, и даже в алтарных украшениях в святилище местной Морской Девы- Святой Марины де Дип 1602 года.
Ныне разрушенный замок принадлежал аристократу-вампиру по имени Онофре де Дип.
О нем даже книга написана. Считается, что вампиром Онофре стал во время дипломатической миссии в Трансильванию- укусила его местная дворянка-вампирша. Приставал, наверное, к девушке темпераментный испанец, вот и получил по заслугам!.
В книге "Испания со вкусом солнца" я рассказала о странных изображениях в Жироне.
Если присмотреться, то можно увидеть летучих мышей на старых гербах, на колоннах, отсюда появились слухи, что Жирона - это город вампиров.
Например, герб в задней части Паласио Агульяна. На нем видна коронованная летучая мышь!
Эту мышку даже ретушировали, чтобы слишком в глаза не бросалась, но все равно видна.
Когда-то дворец был передан монахиням службы милосердия с одним условием: никто никогда не должен открывать дверь и входить в домашнюю крипту во дворце. Так и не входили, от греха подальше!
А мышки и в других частях города прячутся.
Также, как и странные скульптуры над арками на улице Рамбла: похоже, что кол в дядю с крылышками вбили.
А еще говорят- Трансильвания!)))