Есть в берлинском пригороде Потсдаме один маленький и неприметный мост. Название у него скучное — Глиннике-брюкке по расположенному рядом поместью. Но вот народное имя куда колоритнее. Да и роль, которую сыграл этот мост в истории, тоже примечательная. Ведь именно на нем проходили обмены разведчиками и диссидентами между США и СССР в годы холодной войны.
Первый такой обмен на Мосту Шпионов произошел 10 февраля 1962 года. Советского разведчика Рудольфа Абеля обменяли на американского летчика Фрэнсиса Пауэрса, сбитого над Свердловском в мае 1960 года. Скандал тогда разразился жуткий, ведь США упорно отрицали пролеты своих самолетов-разведчиков над советской территорией. И когда СССР прямо обвинил Штаты в шпионской деятельности, в ответ президент Эйзенхауэр посоветовал русским вспомнить дело Рудольфа Абеля.
Вот так и возникли контуры будущего обмена. Конечно, американцы понимали, что профессионал такого высокого класса как Абель «стоит» гораздо дороже простого, хоть и опытного летчика. Поэтому обмен прошел в формате «трое на одного» — вместе с Пауэрсом советская сторона передала двух американских студентов, уличенных в шпионаже на территории СССР.
Но главный обмен проходил «один на один». Местом выбрали границу между ГДР и Западным Берлином, проходившую посередине моста Глиннике-брюкке. Этот стальной темно-зеленый переход имел длину около сотни метров и начертанную прямо посередине толстую белую полосу как символ границы.
Утром 10 февраля к обеим сторонам моста подъехали машины. Советскую делегацию сопровождал большой красный фургон с радиостанцией, в котором на всякий случай сидела наготове особая группа пограничников. Американцы предприняли аналогичные меры безопасности.
Сначала на мост ступили официальные представители делегаций. Сойдясь у белой черты, они повторно обговорили детали процедуры обмена. Позже к ним подведи Абеля и Пауэрса. Произошла процедура опознания — стороны подтвердили, что это именно те люди, которых они ждут. Потом по синхронному сигналу американцев и русских Пауэрс и Абель вышли вперед со своими мешками и переступили через черту. Они даже не взглянули друг на друга.
Начало было положено. После на мосту Шпионов меняли советского разведчика Конона Молодого на британского агента Гревилла Винна и диссидента Щаранского на агента Карла Кёхера и его жену.