Работа психолога: Интересное и Полезное 1167
Добрый день, Дорогие Друзья!
В работе с клиентами мы опираемся на свои эмоции, на свои чувства. Благодаря им, мы можем понять, что с клиентом происходит. Например, в работе с каким-то определенным клиентом мы постоянно чувствуем раздражение. С одной стороны, как мы анализируем, с остальными клиентами у нас такого нет. С другой стороны, мы понимаем, что, вроде, это и не что-то наше личное. То есть, мы, вроде как не склонны, в подобных ситуациях раздражаться. Получается, что мы можем улавливать эмоциональное состояние нашего клиента. Получается, что это может злиться именно он, но не позволять себя при этом эту злость выражать (если это и правда так, как мы видим). Тогда в контрпереносе (наше чувствование за клиента так называется) мы раздражаемся, получается, за него. Естественно, мы это все ему озвучиваем, обсуждаем с ним нашу гипотезу. Здесь, конечно же, нужно сначала хорошо подумать, прежде чем вот так делиться с клиентом неожиданно тем, что мы раздражены. Наша гипотеза может оказаться неверной, а клиента мы можем напугать, встревожить своей злостью. В общем, мы можем фигуру внести, которая отвлечет процесс терапии от чего-то другого. Хорошо, конечно же, если, благодаря этому, мы придем к чем-то еще важному (помимо злости, которую, в случае ложности нашей гипотезы мы у клиента не найдем), но лучше на это не рассчитывать (типа, чего не делай, может быть, чего-то полезное из этого и получится).
А еще, когда клиент нам рассказывает какую-то свою историю мы как-то на нее эмоционально реагируем. Например, клиент нам рассказывает что-то и мы понимаем, ставя себя на его место, что это нас бы смутило или вызвало еще какое-то подобающее ситуации чувство. Здесь мы, опираясь на свое знание психологии людей в целом, имеем представление, что люди обычно чувствуют в подобных ситуациях. И соответственно, помогая клиенту осознавать его чувства, помогая ему их проживать, мы это чувство (в нашем этом примере - смущение), ему озвучиваем. Конечно же, напомню, мы озвучиваем для клиента чувства, если он их сам не называет. Или если и называет, то таким образом мы помогаем ему какие-то оттенки этого чувства ему понять. Например, клиент говорит об испуге, а мы понимаем, что в той ситуации, о которой он говорит, бывает даже паника у людей. Все это хорошо и прекрасно, что я описал сейчас. Но... Но важно не просто ставить себя на место клиента и думать о том, как бы мы отреагировали и другие люди в целом, что бы они почувствовали в той или иной ситуации, но важно смотреть, что происходит с клиентом, с какой интонацией, с каким видом он нам что-то рассказывает. Мы можем быть его рассказом, например, обрадованы (и знать, что обычно такому радуются), если ставить себя на его места, а у клиента вовсе не радость на лице и в голосе, а грусть, например. Важно учитывать, видеть состояние клиента при желании помочь ему прожить его эмоции. .Понятно, что примеры, мною приведенные, просто примеры, есть и другие, не столь, может быть, явные ситуации, требующие повышенной внимательности к клиенту.
Спасибо вам за внимание! Жду ваших откликов!
Записаться на консультацию:
+ 7 - 9 6 5 - 3 1 7 - 5 6 - 1 2
Если материал вам понравился, нажмите, пожалуйста, на "Сказать спасибо" !
Чтобы не пропустить интересное, подпишитесь на мои публикации!
И поделитесь, пожалуйста, материалом в соц.сетях! :)
Автор: Машин Владислав Леонидович
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru