Когда клиент обращается к разработчикам с идеей мобильного приложения, то обычно ему требуется буквально несколько минут, чтобы рассказать, каким должно быть это приложение и для каких задач оно предназначено. Несколько уточняющих деталей и наводящих вопросов — и вот уже мы тоже представляем, каким заказчик видит свое будущее приложение. Но если на словах все довольно просто, то на практике — это недели и месяцы кропотливой работы. Первый этап разработки приложения — составление технического задания (ТЗ). Зачем нужно ТЗ, можно ли без него обойтись и как его сделать, — расскажем подробно.
Техническое задание для мобильного приложения: что это и зачем нужно?
Техническое задание — это инструкция, на которую ориентируется команда разработки при создании приложения. Чем подробнее составлено ТЗ, тем выше гарантии, что результат будет на 100% соответствовать ожиданиям.
Что указывают в техническом задании:
- Описание функций и действий, которые будут доступны пользователю (что он получит, совершая то или иное действие);
- Особенности работ базы данных, нюансы офлайн-работы и взаимодействия с сервером;
- Уникальность проекта. Особое внимание уделяется «фишкам» — характеристикам, которые будут отличать новое приложение от тех, что уже представлены на маркетплейсах. Важно проработать их детально, чтобы они несли максимальную пользу, были интересными и запоминающимися.
При работе над заданием обсуждаются возможные риски. Мы разбираем пожелания заказчика и сразу указываем на опасные места, которые лучше исправить или вообще убрать.
На этапе составления ТЗ от заказчика требуется максимум вовлеченности. Ему придется подробно ответить на ряд вопросов, с помощью которых команда разработчиков получит полное представление о характере будущего приложения. Что это за вопросы:
- Какова специфика проекта? Наша задача — выяснить у клиента, зачем ему приложение и чего он ждет от продукта. Назначение, функции, дизайн, особенности использования — чем больше подробностей, тем лучше;
- Какие задачи хочет решить заказчик? Создать социальный, бесплатный проект или получить дополнительный источник дохода? Во втором случае заказчик должен заранее определиться, как будет монетизировать продукт. С помощью рекламы или дохода с продаж — способы разные, но потенциал нужно оценивать уже на старте;
- Какой бюджет запланирован на создание приложения?
Хорошее ТЗ — это понятный, структурированный текст, где прописан ожидаемый результат работы. От лица исполнителя в составлении ТЗ участвуют руководитель проекта, бизнес-аналитик, UI/UX дизайнер-проектировщик, руководитель iOS и Android разработки, тестировщик. Заказчик может быть не знаком с многими техническими нюансами и особенностями сферы IT. Специалисты же знают о разработке приложений все: каждый несет ответственность за свой участок задач. Совместная работа — гарантия того, что будут учтены все детали. Наша цель — понятно рассказать о всех возможностях, чтобы в итоге получился лучший продукт.
В процессе создания технического задания часто появляется множество новых идей на основании пользовательского и экспертного опыта исполнителя, анализа конкурентов и рисерча сферы заказчика, а некоторые первоначальные идеи становятся уже не такими приоритетными и откладываются на будущие обновления. Каждую возникающую в процессе работы идею мы согласовываем с клиентом.
С чего начинается работа по составлению технического задания
В начале работы над ТЗ мы разрабатываем карту экранов. Она показывает, что мы учли все детали, и все функции и экраны логично взаимодействуют между собой. Для вероятного масштабирования и развития приложения заложены все нужные возможности.
Единого шаблона технического задания не существует. Над каждым приложением мы работаем в индивидуальном порядке, поэтому после заполнения заказчиком основной информации следует обсуждение по поводу ряда нюансов. Наша команда анализирует бизнес-идеи клиента и изучает похожие приложения конкурентов, чтобы сформировать перечень необходимых функций. Мы фиксируем все технические особенности отрисовки дизайна и написания кода приложения.
Все проекты обязательно обсуждаются устно, и не по одному разу. Есть примерный перечень вопросов, с которых начинается любое обсуждение.
Компания:
- Какие у нее компетенции?
- В чем суть бизнеса?
- Что приносит доход?
- Узнаваем ли бренд?
- Какова лояльность аудитории?
- Какие есть сложности в работе?
- Какие планы по развитию?
Продукт:
- Какие у него сильные стороны?
- В чем УТП, есть ли уникальные функции?
- Чем лучше других продуктов?
- Как часто и как долго используется?
- Почему он должен заинтересовать покупателей?
- В чем отличие от аналогов?
- Есть ли товары-заменители?
Покупатель (целевая аудитория):
- Кто он?
- Чего он хочет, какие потребности?
- Какая цена для него приемлема?
- Как привык потреблять или получать информацию?
Конкуренты:
- Кто они?
- Какие у них сильные стороны?
- Что нравится, что не нравится в их продуктах?
- Насколько наполнен рынок?
Вопросы адаптируются под конкретный проект (после изучения вводной информации). Должны быть включены вопросы по всему, что кажется непонятным и странным в проекте. И ответы на все эти вопросы уже фиксируются в ТЗ.
Часто в ТЗ можно встретить чересчур подробные описания и пошаговые инструкции, которые делают документ сложным для работы. Наши эксперты пишут ТЗ с учетом удобства его использования для будущей постановки задач на дизайн и для разработки. В нем будут отражены цели продукта, функциональные и нефункциональные требования к макетам и к итоговому приложению. А спроектированная карта экранов позволяет учесть все нюансы проекта, заложить возможности приоритизации части функциональности, чтобы приложение при этом выглядело законченным.
Сколько стоит составить техническое задание для мобильного приложения?
Составление технического задания входит в этап документирования и проектирования. Стоимость зависит от разных факторов: сложности проекта, будущей функциональности, особенностей дизайна. Чтобы назвать точную цифру, нам нужно буквально 1-2 страницы с перечнем желаемых функций в приложении. Обычно стоимость варьируется от 350 до 480 тысяч рублей.
По результатам этапа проектирования будет готова техническая документация на дизайн и разработку, а также карта экранов, отражающая все переходы и связи между экранами и функциональность на каждом экране. На данном этапе мы много взаимодействуем с клиентом, делимся своим опытом и экспертизой, проводим бизнес-анализ и выявляем действительные цели создания мобильного приложения.
По завершению проектирования мы готовы представить точную оценку на следующий этап (дизайн) и спрогнозировать предварительную оценку на этап разработки и тестирование с определенной погрешностью.