Найти в Дзене
Интересные истории

Министр культуры СССР: Сергей Герасимов уличён в неправильном отношении к женщинам, а Иван Пырьев - картежник

В мае 1955 новый министр Культуры СССР Николай Михайлов обратился с запиской к Никите Хрущеву о состоянии дел в кинематографе. Его предшественник Александров погорел на "деле Гладиаторов" и был сослан в Минск. Вот Михайлов со всей суровостью взялся за киноиндустрию, одновременно включив весь комсомольский задор. ( Товарищ 14 лет возглавлял ВЛКСМ).

Тонко чувствуя запрос нового лидера СССР, министр проводит совещание с кинорежиссерами, где ориентировал их на создание фильмов о рабочем классе и колхозном крестьянстве. На этой встрече Иван Пырьев отказывается снимать "Кубанских казаков-2", говоря, что сначала "картину все хвалили, а теперь нашли в ней какую-то лакировку действительности. А какая в ней лакировка?"

Сергей Герасимов / Николай Михайлов/ Иван Пырьев
Сергей Герасимов / Николай Михайлов/ Иван Пырьев

Маститый Сергей Герасимов снял кино о селе под названием "Надежда", но так, что за него было стыдно всем - и ему, и министру.

Будущий лауреат Канн Михаил Калатозов приступил к съёмкам фильма "Целина". Картина выйдет в 1956 году под названием "Первый эшелон". И этот "эшелон" явно поедет не в ту степь.

Другие мэтры: Козинцев, Юткевич, Ромм, Анненский, предпочтут уйти в исторические темы. Определеннее всех выскажется Михаил Ромм: "Кукуруза - это спекуляция на злободневной теме". Сказал зло и метко. От министра культуры получил отповедь, ну и все. Михайлову, в тот момент, было очевидно, что кинорежиссёры сговорились. Анонимка, пришедшая вскоре после совещания подтвердила это. Ледоколом борьбы с Михайловым фрондеры выбрали Ивана Пырьева. Он считался и самым защищенным ( больше всех сталинских премий) и самым смелым и самым головастым.

Кадр из фильма "Первый эшелон"
Кадр из фильма "Первый эшелон"

В частных беседах с Михайловым, кинорежиссеры Довженко ("Щорс") и Птушко ("Садко", "Вий") говорили о режиссерской мафии, члены которой во всем хотят диктовать свою волю не только режиссерам, но и чиновникам. В группировку входили уже знакомые нам Пырьев, Ромм, а также Рошаль и Арнштам.

По этой причине министр Культуры СССР решил внимательнее изучить финансирование кинокартин и моральный облик мэтров киноиндустрии. Сметы кинопроизводства оказались интересные. К примеру, два похожих фильма - "Большая семья" (режиссер Хейфиц) и "Испытание верности" ( режиссер Пырьев ) имели разные затраты. Первый обошелся бюджету в 3 419 000 рублей, а пырьевская "семья" в 6 128 000 рублей.

Вверху кадр из к/ф "Большая семья", внизу "Испытание верности"
Вверху кадр из к/ф "Большая семья", внизу "Испытание верности"

Киевская киностудия, еще не получившая имени Довженко, запросила 12 млн. рублей на съёмки блокбастера "Великое братство". На 5 метров съёмки сцены "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев" требовали 120 000 руб. На подсвечники для сейма и замка Потоцких - 31 000 руб. Какое-то дорогое получается братство, - предположил министр культуры СССР. Нет, он мыслил в правильном направлении. Директора картин, с согласия режиссеров, манипулировали сметами. Часть денег шло в доход и того и другого, а часть на увеличение гонораров Звезд. Но доказать это было практически невозможно. Неслучайно криминалитет обложит данью киностудии на поздней стадии горбачевской "перестройки". Не буду забегать вперед.

Что касается морального облика, то Сергей Герасимов был уличён "в неправильном отношении к женщинам", а Пырьев как картежник. Обоих Михайлов обещает привлечь к партийной ответственности. О чем сообщит в письме на имя Хрущева.

Это был кнут, но был и пряник.

Александр Птушко/ Александр Довженко
Александр Птушко/ Александр Довженко

Министр культуры решит мотивировать сценаристов премиями. Три первых премии по 150 000 рублей. Пять вторых по 100 тысяч. Десять третьих по 75 тыс. Плюс 15 поощрительных по 50 тыс. руб. Деньги очень хорошие. Сталинская премия I степени была 100 000 рублей.

Сегодня трудно сказать, кого тогда наградили. Однако, по меткому замечанию драматурга Виктории Токаревой - чем хуже сценарий, тем лучше получается кинофильм.

Борьба же кинорежиссеров с министром Николаем Михайловым закончится через 5 лет, в 1960. Министра сошлют послом в Индонезию, а главк кино минкульта, снова преобразуют в Госкино СССР. Правда, в 1965 Михайлова вновь назначат министром, но уже печати . Такая вот история.

На чьей вы стороне, читатели? Или здесь трудно понять кто прав, а кто виноват?

Статьи по теме:

Не забывайте ставить Лайки! Дзен это любит! Поддержать мой Канал: 4279 3806 0083 3059 Александр Ю.