Прима казанского джаза рассказала в большом интервью о своем грядущем юбилейном концерте, а еще о том, что могла всю жизнь просидеть за бухгалтерскими счетами, но судьба привела ее за руку прямиком к легендарному Виктору Дерингу.
Юбилейный концерт заслуженной артистки Республики Татарстан Лилии Чугуновой пройдет 18 февраля в КЦ «Московский». На сцену в этот вечер выйдет целое созвездие «джазовых побратимов» Чугуновой. Программа обещает стать ярким событием в культурном пространстве Казани.
Когда Лилию называют первой леди казанского джаза, в этом нет ни грамма преувеличения. Это чистая правда! Более 35 лет эта великолепная певица радует слушателей. Обладательница сильного красивого голоса, чей тембр запоминаешь с первого раза, неоднократно отмечена наградами международных конкурсов и российских фестивалей джазовой музыки. Начиная с 1987 года, Чугунова участвовала во всех казанских фестивалях «Джазовый перекресток», выступала с биг-бендом Виктора Деринга на джазовых сценах Москвы, Екатеринбурга, Курска, Тольятти, Набережных Челнов, а также гастролировала в Польше и Турции. Характер у певицы боевой: уже будучи с регалиями и, как говорится, с именем, Чугунова участвовала в шоу «Битва хоров» и «Голос»! Как она потом признавалась автору этих строк, ей было интересно окунуться в молодую атмосферу и в какой-то мере еще раз проверить себя.
Напомним, что Чугунова - ученица легендарного джазмена Виктора Деринга, художественного руководителя Государственного эстрадного джаз-оркестра кинематографии Татарстана, которую пытался переманить в свой оркестр сам Олег Лундстрем (пионер российского джаза, основоположник джазовой школы в Казани). По оценкам музыкальных критиков, Лилия Чугунова входит в тройку лучших женских джазовых голосов России вместе с Ириной Отиевой и Ларисой Долиной.
В посвященном юбилейной дате концерте (да, нашей приме исполнилось 55!) примут участие известные музыканты и певцы - друзья и коллеги Чугуновой. Среди них - оркестр «Фантазия» под управлением Юрия Щербакова, ансамбль Jazz friends (народный артист РТ Эдуард Нуруллин, Олег Солодовников, Алсу Абдуллина), саксофонист Евгений Соколов, джазовый вокалист Владимир Чигарев, легендарный коллектив Jive. Специально и лишь на один день из Москвы для участия в концерте приедут легендарные джазовые музыканты Евгений Борец, Ильдар Нафигов, Михаил Савин, Андрей Фалько (квартет «Казань»).
С Лилией Чугуновой автора этих строк связывает более чем 30-летняя дружба, поэтому в нашей беседе мы решили не «выкать».
- Ну что же, Лилия, 55-летний юбилей подкрался незаметно?
- Сама в шоке, не чувствую этих лет, веришь? Хотя, оглядываясь, поражаюсь, как много событий вместила моя жизнь. Сейчас такой возраст - уже можно подвести итоги, но еще рано делать их окончательными.
- На сцене ты официально с 18 лет?
- Формально - с девятнадцати. Скоро будет 37 лет как я на сцене. Но к Дерингу я пришла в восемнадцать!
- Уверена, новое поколение не знает детали этой истории. Ты ведь в ту пору увлекалась эстрадой и вовсю пела репертуар Аллы Пугачевой?
- К Виктору Эдуардовичу Дерингу меня за ручку привела судьба. В тот момент о джазе ничего не знала, не слышала и не помышляла. Дело было так: после окончания школы мои мама и старшая сестра решили, что я должна пойти по их стопам и стать бухгалтером. Дескать, профессия надежная, всегда заработаешь на хлеб с маслом. Подала под их давлением документы в Казанский финансово-экономический институт. Ослушаться взрослых не могла, но про себя думала - это что же, я всю жизнь просижу за столом со счетами? Тем более, что меня с детства тянуло к творчеству! В общем, специально завалила главный экзамен по математике, просто прикинулась дурочкой - ой, я все забыла. А потом побежала в музыкальное училище, но там мне дали от ворот поворот. В то время там не было эстрадного отделения, преподавали только академический вокал. Сказали - избавишься от «эстрадности» в голосе, приходи на будущий год, возьмем на второй курс. Тогда я метнулась в Казанское театральное училище. За оставшийся до творческого тура день я выучила прозу и стихотворение, ну а уж спеть и станцевать могла запросто. Но! В день экзамена я все напрочь забыла. Как отшибло!
- Зная, как в итоге повернулась твоя жизнь, эти провалы можно назвать знаками судьбы!
- Да, но тогда я оказалась «у разбитого корыта мечты» и ни о чем не ведала! А поскольку бить баклуши на шее у семьи тогда было не принято, то устроили меня на работу, с прицелом, что поступлю на следующий год в институт, в контору материально-технического снабжения Таттрансагентства. Однажды в перерыве мы пили чай, а я пела. В этот момент заглянул механик, который оказался гитаристом ансамбля при клубе. Он и сказал обо мне руководителю ВИА Сергею Кожевникову (впоследствии директор музыкальной школы № 16, которая ныне носит имя Олега Леонидовича Лундстрема и в которой я преподаю). И меня пригласили «на смотрины». Трясусь от страха, дрожу, еле-еле меня уговорили спеть. После этого стала с ансамблем понемногу выступать на концертах для производственного коллектива. Через некоторое время Сергей говорит - давай я тебя Дерингу покажу, у него оркестр профессиональный! На тот момент я понятия не имела, кто такой Деринг, а уж чтобы спеть перед двадцатью мужиками - ни за что! В общем, Кожевников тот человек, который просто взял меня за руку и привел в гремевший на всю Казань бигбенд.
- Вот-вот, это и называется «рука Судьбы»!
- Не все сразу! Пришли в кинотеатр «Татарстан» (там оркестр Госкомитета кино РТ под управлением Виктора Деринга выступал многие годы. - «ВК»), смотрю - и правда, 18 музыкантов-мужчин. Сильно стесняясь, попросила, чтобы в момент прослушивания они все покинули зал. И Деринг согласился! Спела для него пугачевский хит «Знаю, милый, знаю, что с тобой…». А Деринг и говорит - возьмите кассету послушать, может, выберете песню? Я честно дома прослушала: ничего не понятно, что еще за джаз, как его петь, да еще на английском. Ой, думаю, зачем мне это надо, и в следующую встречу заявила Виктору Эдуардовичу - не выдумывайте, не стану у вас работать. Довольно нахально это было с моей стороны. Но «папа», как его мы все называли между собой, не сдался, и после третьей попытки я остановилась на Hello, Dolly, и уже с этой композицией первый раз выступила с оркестром. Помню, Деринг говорил: «Лилечка, чувствуйте себя свободной, импровизируйте, пойте как хотите, главное, свингуйте!». Так я и втянулась в джаз. А Виктор Эдуардович официально принял меня в штат, я стала солисткой бигбенда в 19 лет.
- А параллельно училась на режиссера в Казанском институте культуры?
- После отработанного после школы года поступила на рабфак театрального отделения КИК и одновременно с учебой пела в оркестре. Не попади я в руки Дерингу, светило мне место массовика-затейника в каком-нибудь дворце культуры. Думаю, зря я выбрала специализацию «режиссура», в этом качестве я ни дня не работала. А зато в институте я познакомилась с моим будущим мужем Игорем Юмановым, мы поженились на третьем курсе и вместе до сих пор!
- Правдив ли слух о том, что глаз на тебя положил сам Олег Лундстрем и хотел забрать в Москву?
- Только после смерти Деринга в 2009 году я от его сына Димы узнала, что в конце 1980-х Олег Леонидович, услышав меня в один из своих приездов в Казань, действительно просил: отдай мне эту девочку в столицу. А Деринг наотрез: я ее нашел, сделал ее певицей, извини, друг, нам самим такая нужна!
- Судьба могла иначе повернуться…
- Все равно не смогла бы уехать. Я Деринга безумно уважала и любила, и другого руководителя не могла представить. Он же всем нам был как отец! Смотрел в глаза, как будто в душу, и каждому казалось, что он - любимчик! Виктор Эдуардович был человек-чудо, интеллигент высшей пробы. Представляешь, он ко мне, пигалице, на Вы обращался. И так - до последних дней.
- А что за история с переманиванием тебя в Свердловск?
- После гастролей нашего оркестра тогдашний глава города действительно пригласил меня переехать в Свердловск, предлагал трехкомнатную квартиру, отделение в музучилище, статус, зарплату. Но разве я могла предать Деринга? Отказала и ни капли не жалела.
- После института культуры ты училась вокалу профессионально, например, в консерватории?
- Нет, училась только у Деринга. Он дал мне мастер-класс длиной почти в четверть века и вложил в меня, что умел, знал и чувствовал.
- Молчание, даже вынужденное, в силу обстоятельств, для артиста - испытание?
- Был период после родов, когда я немножко отрешилась от института и оркестра. Вот тогда точно испытывала страх, что больше никогда не буду нужна Дерингу… Однажды как-то без спросу рванула на гастроли с Евгением Борцом и его группой в Турцию. Это был страшный 1991 год, разброд и безденежье, заработки упали. И все же Деринг принял назад свою «блудную дочь». Честно, когда он спросил, буду ли работать с ним, я плакала от счастья.
- Со многими музыкантами оркестра ты до сих пор в товарищеских отношениях. По твоей же инициативе в соцсети создана группа «Деринговцы» и отправлено в июле 2023 года открытое письмо министру культуры республики Ираде Аюповой, в котором музыкальная общественность требовала обратить внимание на неудовлетворительное состояние места захоронения Деринга и ходатайствовала об установке ему памятника. Тут ты из творческой единицы на глазах у всех превратилась в личность с ярко выраженной гражданской позицией. Джазовое братство действительно существует?
- Оно точно существовало во времена, когда мы играли у Деринга. Я всегда ощущала помощь и поддержку каждого музыканта оркестра. Не знаю, как в Москве, но для Казани ситуация изменилась. Конечно, джазовые музыканты тянутся друг к другу, это правда. Но такого, как раньше, чтобы друг за друга, один за всех, и все за одного, уже нет. Однако всех нас снова сплотило имя нашего лидера. Уверена, мы сможем добиться правильного решения проблемы, Казань действительно задолжала Виктору Дерингу.
- Говорят, Казань сдает позиции джазового города, мол, нет уже того масштаба. Думаешь, джаз стал заповедной зоной для казанских интеллектуалов?
- Да ведь так всегда было, даже сам Деринг говорил, что джаз - музыка элитная, не каждому дано услышать ее сердцем и принять. Надеюсь, на концерте увижу именно таких людей.
- Со стороны может показаться, что джаз - это вечный праздник жизни.
- Так и есть. А еще это праздник свободы! Меня лично джаз освободил от внутреннего зажима, от синдрома зависимости от чужого мнения (типа «Ах, что скажет княгиня Марья Алексеевна!»). Мне стало наплевать, о чем шушукаются у меня за спиной или даже осуждают. А еще я уверена, что джаз спасает от вульгарности и безвкусицы. Можно смело говорить, что джаз - это прививка от всего дурного. И, главное, джаз - это не муштра, когда все стоят по струнке и шаг влево-вправо - расстрел. Искренность, на сцене ли, в человеческих отношениях, это тоже джаз.
- Ты довольно долго работала в Казанском институте культуры. Почему ушла?
- После пятнадцати лет преподавания уволилась некоторое время назад. Мне обидно стало: руководство вуза потребовало от меня, заслуженной артистки республики, подтвердить свой квалификационный статус. Причем за свой счет: еще должна была заплатить 40 тысяч рублей. Ну я и вернулась в школу № 16, в которой когда-то и начинала практику. Преподаю на эстрадно-джазовом отделении, у меня девять учеников сейчас. Также работаю в частной школе Vocal Is, там занимаюсь со взрослыми. Я к тому, что одаренных казанцев много, они стремятся к самовыражению. Назвала бы эту работу своеобразным социально-музыкальным проектом.
- Дома кто у тебя джаз любит?
- Да никто кроме меня! (заразительно хохочет). Муж свои песни сочиняет, он поклонник творчества Александра Розенбаума. Впрочем, мои концерты Игорь никогда не пропускает: он в группе моей поддержки. На юбилейном концерте с поздравлением выступит наша дочь Валерия. Однажды я пыталась ее привлечь, даже трио создали, костюмы сшили. Но после первых концертов как-то все сошло на нет, дочка оставила эту затею. Говорит, «Мам, я тебя все равно никогда не перепою».
- Думаю, поклонникам, которые собираются 18 февраля прийти на твой концерт в КЦ «Московский», небезынтересно узнать, какие цветы ты любишь?
- Ничего необыкновенного: Лилия любит лилии. В саду их тоже с удовольствием развожу.
Автор: Ольга Юхновская