Найти тему
Киберпоп ТВ

Отче наш и многословие

  • «Я плохая верующая: мало хожу в церковь, плохо знаю, что и как делается в церковном плане. Поститься получается, стараюсь исповедоваться хотя бы в четыре больших поста. Во всей своей жизни вижу руку Бога, отчего на душе очень хорошо и светло. Но остается очень много вопросов. Например, в Нагорной проповеди Господь дал нам молитву, с помощью которой мы можем обращаться к нему, потому как Он заранее знает наши нужды. Но тогда почему вечернее и утреннее правила так продолжительны и многословны?»

На этот вопрос мне хочется начать ответ вот с этой фразы: «Господь нам дал молитву, с помощью которой мы можем обращаться к нему». Не так, не с помощью, а Он дал нам молитву, которая может служить образцом, как мы можем обращаться к Нему. А это совершенно иное, это не исключает возможность других молитв. Вы имеете в виду молитву «Отче наш». Что там сказано? «Отец наш, который на Небесах», то есть уточняется, что мы имеем в виду Отца Небесного. Он прославляется: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». То есть идет славословие. Потом просьба: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь». Так вот, мы должны прославить Бога и просить. Но просить не многого, а самого необходимого, потому что, действительно, Он знает, в чем мы нуждаемся.

А если взять, например, вечерние молитвы или утренние молитвы, сократить их, выжать оттуда смысл, то тогда то же самое получится. Христос в Евангелии своем говорит: «Не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7). Но имеется в виду не количество слов, потому что сам-то Он всю ночь был в молитве. И вообще, Он сорок дней молился и постился в пустыне. Сорок дней чего там многоглаголить? Сказал бы Отче наш да и успокоился бы на этом. Нет, сорок дней там был.

Так вот, речь не о количестве слов, а о количестве мыслей, о количестве сути, что там имеется в виду. В вечерних молитвах, например, благодарим Бога за то, что Он сподобил нас дожить до сегодняшнего момента, за ту помощь, которую Он нам в этот день оказал, просим прощения за те грехи, которые мы, может быть, совершили по немощи, где-то что-то сказали, сделали. Просим благословения Его на сон грядущий, чтобы он сподобил нас и завтра встать от одра и прославлять Его святое имя: Отца и Сына и Святаго Духа. Вот, собственно говоря, всё.

Плюс еще мы к Божией Матери обращаемся, к Ангелу-хранителю, но это суть вечерних молитв. Так что насчет многоглаголания я с Вами не согласен. По поводу продолжительности: сколько продолжительность? Двадцать минут утреннее правило, двадцать пять вечернее. Если очень медленно, то тридцать минут. Что, это много? Я бы не сказал, что много.

Как-то меня один человек спросил: «А почему именно этими словами? Неужели я не могу помолиться своими словами, сказать, как мне хочется?» Ну, конечно, можно, не обязательно это правило читать. Но если будешь исполнять это правило и приобретешь навык, хорошо разберешься, вникнешь в смысл всех этих молитв, то поймешь, что тебе своими словами даже и добавить нечего. Что это правило настолько всеобъемлющее, полное и красивое, что ты своими словами как бы не тужился, ничего подобного не скажешь. Эти молитвы рождались в таких умах, как Иоанн Златоуст, Василий Великий. Неужели ты думаешь, что ты своими словами сможешь сказать лучше, чем Василий Великий? Это все равно как сказать: «Пушкин ― это, конечно, круто, но зачем я буду учить стихотворения Пушкина в школе? Лучше я свое напишу». Пожалуйста, пиши свое, но ты же не Пушкин?! Так вот и здесь.

Эти молитвы очень глубокие, они не зря выбраны из многих-многих молитв и присутствуют в утренних или вечерних правилах. Да, кстати, тот человек потом, через некоторое время, подтвердил мои слова. Он послушался меня и сказал: «Да, хорошо, попробую». А потом, через некоторое время, сказал: «Это абсолютно правильно».

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.