Найти тему
"Ваша газета"

30 лет – полёт нормальный!

Многие помнят, как в 90-х да и позже чуть ли не каждый год появлялись всё новые газеты и газетёнки. Большинство исчезало, как с белых яблонь дым, не оставив о себе никакой памяти. А вот «ВГ» оказалась живучей, потому что сразу родилась с характером, который пришёлся по нраву нижнекамцам. В этом юбилейном выпуске посмотрим на жизнь газеты глазами генерального директора издательско-полиграфического центра «Гузель», издателя газеты, почётного полиграфиста, заслуженного работника печати и массовых коммуникаций Республики Татарстан Адиса СУЛЕЙМАНОВА.

- Адис Кариевич, легко ли было создать газету с чистого листа?

- Когда ты молод и у тебя достаточно амбиций, о трудностях не думаешь. А если бы задумался, может, ничего и не состоялось бы, потому что просто не взялся бы. Типография «Гузель» в 1994 году уже работала, а решение создать газету горячее всех поддержал, как ни странно, обычный рабочий человек - печатник от Бога Александр Петрович Поморцев, светлая ему память. Тогда перед глазами уже был подобный успешный проект - газета «Челны ЛТД», которую из-за остроты публикаций запретили печатать в Челнах и её печатали мы. Компьютеры в то время были слабенькие, принтеры - только формата А4, поэтому и газета такой родилась - малого формата. Печатали на отечественной машине ПОГ-60, на которой, кроме чёрной краски, можно было добавлять ещё один цвет на обложку. Первое помещение было площадью всего 54 кв. м, а в фойе за дверью ежедневно собирались на свою «планёрку» местные «активные ребята».

- Как появилось название газеты и откуда взялся в её шапке усач с хитрым прищуром?

- Изначально мы задумали газету для семейного чтения, поэтому на шапке первых номеров были фигурки читающих взрослых и ребёнка. Но почти сразу, не помню уже кто, предложил более привлекательный рисунок, ведь в газете мы публиковали также анекдоты, забавные истории. Так и появился улыбчивый усач. Многие думают, что это был шарж на меня, но это не так. Как-то я встретился с директором завода массовых шин М. Аюповым, и он заметил, что читает многие газеты, но только в «Вашей газете» анекдоты неглупые. И я с ним согласен. Раньше анекдоты я сам подбирал, а сейчас полностью доверяю редактору. Одно время я жалел, что мы не назвали газету «Нашей газетой», но и нынешнее название сразу прижилось, запомнилось и полюбилось читателям.

-2

- Кто вошёл в первую редакцию?

- Штатного редактора ещё не было, я уговорил помочь с выпуском первых номеров тогдашнего редактора «Шинника» Фарита Вагизова и его сотрудниц Венеру Хабибуллину и Наилю Зиятдинову, за что им благодарен. Когда типография приобрела первый компьютер, его установили в квартире сотрудницы Фанузы Гареевой, она стала набирать материалы. Полос в газете с каждым годом становилось всё больше, мы перешли на формат А3. Когда редактором газеты был Михаил Федосенко, газета получила Гран-при главного республиканского конкурса «Хрустальное перо», как самая тиражная. За 30 лет главными редакторами успели побывать Елена Митрюшкина, Валерий Блохин, Вадим Ряховский. Каждый внёс лепту в развитие газеты. Мы много экспериментировали, вводили новые рубрики и конкурсы, выпускали национальные странички - на чувашском, татарском языках. А украинскую страничку, выходившую много лет, общество «Вербиченька» отправляла во многие области Украины. Потом пришлось создать «Рекламное» приложение, чтобы полностью соответствовать принятому «Закону о рекламе», и «Здоровье» - в связи с открытием медцентра «Реабилитация». Читательский интерес к газете не ослабевал.

- Тогда, в 2000-х, газета была не в пример толще нынешней. Каковы были слагаемые успеха?

- Да, максимальный объём газеты был 48 полос, а тираж доходил до 34 тысяч экземпляров. Успеху способствовало многое: современное газетное оборудование для цветной печати в ИПЦ «Гузель», профессиональные специалисты компьютерного набора и вёрстки, сильные дизайнеры, опытные печатники. Дружно и с энтузиазмом трудились корреспонденты - вчерашние выпускники факультетов журналистики.

- Помнится, в день выхода очередного номера у дверей типографии собиралась длинная очередь…

- Да, сложившуюся систему распространения газеты я бы назвал уникальной. В день выпуска уже в 5 часов утра типографию осаждали до 150 человек, чтобы первыми получить и начать продавать свежий номер. С утра приходили взрослые, после уроков - дети. Продавали в трамваях и автобусах, у магазинов, на остановках, у заводских проходных. Не раз мне потом рассказывали, что «ВГ» помогала выжить многим, кому задерживали зарплату на предприятиях. Знаю тех, кто на деньги от продажи газеты купил телевизор и сделал ремонт. Школьники умудрялись за лето накопить на велосипед, а маленькие ребятишки говорили, что потратили заработанное на пирожки и сладости.

- Бывали и курьёзы?

- Как-то наш постоянный распространитель, глухонемой дед, пришёл с пачкой обгоревших денег, чуть не плачет, хочет что-то объяснить. Оказалось, он положил заначку в духовку, а бабушка начала печь пироги, и деньги обгорели. Мы тогда дали ему газеты авансом. Было дело и посерьёзнее. Как-то, не подумав, мы дали объявление, что, мол, 1 апреля в такое-то время у здания РУПС будут меняться старые деньги на новые по выгодному курсу. Когда в назначенное время собралась огромная толпа нижнекамцев со старыми монетами, а телефон в редакции раскалился от звонков с угрозами поджечь типографию, нам уже было не до смеха. Пришлось лично ехать к толпе, объяснять, что это была первоапрельская шутка. Но обозлённые люди не хотели слушать, некоторые трясли мешками с монетами - мол, куда это всё теперь девать? С тех пор редакция всегда наперёд думает, чем наше слово отзовётся.

- Какие годы в жизни газеты вы бы назвали самыми удачными?

- Конец 90-х и нулевые. Интернет только развивался, гаджетов и смартфонов ещё не было, не говоря уже о торговых интернет-площадках. Реклама - основной источник дохода газеты - шла бесперебойно. Помню, как часто мне тогда приходилось быть арбитром между рекламным менеджером и редактором: первый хочет продать площадь под рекламу на первой полосе, а у редактора там уже свёрстан эксклюзивный материл. Эти тучные годы, увы, прошли. Реклама уходит в Интернет, соцсети, мессенджеры, доходов стало меньше, пришлось сократить количество страниц и штат.

- Трудно ли делать газету?

- В техническом плане - нет, а в творческом - нужно ой как потрудиться. Своего читателя обязательно находит любая газетная информация - производственная, криминальная, о делах в ЖКХ, медицине, образовании. Но важно её подать так, чтобы не хотелось отложить чтение, а вторая сторона - чтобы соблюсти все требования закона. За эти годы редакция не раз привлекалась к суду в качестве ответчика - за «моральный ущерб», «клевету» или «ущемление достоинства». Газета не раз выступала в защиту обиженных несправедливостью нижнекамцев. И ни разу не проиграла! Дело - в профессионализме корреспондентов и редактора.

- Газета никогда не боялась говорить правду. А это, как правило, не всегда нравится сидящим в высоких креслах.

- Да, один наш тираж даже арестовали - те экземпляры, которые распространялись через «Союзпечать», а остальные разошлись через распространителей. Властям не понравилась заметка «Искусственное дыхание мёртвой курице» про огромную сумму бюджетных денег, влитую в городскую типографию, которая в итоге всё-таки умерла. Ещё вспоминается история с «Нефтехимом», где в 2014 году участились случаи производственных аварий и травматизма. Приволжский Ростехнадзор даже организовал выездное заседание в Нижнекамске, где подробно разбирались аварийные ситуации и на других предприятиях округа. Итоговый документ ведомство направило в нашу редакцию. Мы, конечно, его опубликовали, так как это касалось безопасности города и его жителей. Ничего от себя не добавили, и даже заголовок был прямой речью руководителя Ростехнадзора. На следующий после выхода материала день меня пригласили руководитель аппарата гендиректора «Нефтехима» и один из руководителей службы безопасности. Суть претензии: это, мол, всё неправда, и, вообще, как газета посмела опубликовать такой материал? Товарищ из службы безопасности (сын известного в городе педагогического деятеля) многозначительно сообщил, что «ему известно, где живут и работают мои дети». Я думал, что лихие 90-е прошли, а тут такое! Я заметил, что газета является членом Гильдии издателей периодической печати и факт такого наезда завтра же будет известен всей стране. А также предложил опубликовать без купюр ответ «Нефтехима» на статью в газете. Ответа не последовало, но санкции объявили: в типографии «Гузель» ничего не заказывать, а газеты «Нефтехимик» и «Хезмэттэш авазы» печатать в Казани и возить оттуда. В общем, получилось, как в анекдоте: назло бабушке отморозили уши.

-3

- Какой след в истории города оставит «Ваша газета»?

- Даже если не учитывать многие положительные моменты выпуска газеты, её стоило придумать ради самого большого дела - летописи города и района. За всё время выхода рубрики «Летопись Нижнекамска» было опубликовано более 600 интервью с ветеранами города и района, 169 публикаций вошло в книгу «Знали - город будет», выпущенную в «Гузели» к 50-летию города. На газетных полосах мы собрали письменную и фотоисторию воспоминаний строителей, производственников, медиков, учителей… Многие уже ушли из жизни, а память, зафиксированная на бумаге, осталась. При желании богатый газетный архив можно оцифровать. Я считаю одним из самых удачных своих кадровых решений - пригласить на работу бывшего редактора «Нефтехимика» Газимзяна Сабирова, скоропостижно отправленного на пенсию. Много лет ведя эту рубрику, он, без преувеличения, совершил гражданский подвиг и в свои 82 года остаётся в газете на трудовом посту.

- Многие думают, что «Ваша газета» получает субсидии и бюджетную поддержку…

- И глубоко ошибаются! Я был бы весьма рад бюджетной поддержке, но такого никогда не было. Частных газет, кроме нашей, в республике, по-моему, уже не осталось. Живут корпоративные издания и газеты госхолдинга «Татмедиа», которые как раз и содержатся на налоги, собранные в бюджет республики. Содержать газету финансово с каждым годом всё труднее: растут затраты на бумагу, печать, надо бы платить и достойную зарплату сотрудникам. Поэтому буду рад рассмотреть предложения спонсорской помощи от предпринимателей и организаций для продолжения выпуска газеты.

- Вы когда-нибудь слышали обидное «в вашей газете нечего почитать»?

- Ни разу. А вот положительные отклики слышу регулярно. Потому что редакция понимает главную задачу: газета должна быть интересной и полезной, помогать решать проблемы людей и города. Двадцать пять первых лет я лично прочитывал все материалы, подписывал каждый номер в печать. Сейчас этого не делаю, полностью доверяю главному редактору Татьяне Астафьевой, которой не занимать профессионализма в газетном деле. И все эти годы моим соратником и вдохновителем является учредитель газеты Гузалия Жирнова.