В следующий раз я попал на Кастрикум летом 1983 года. Мы возвращались из отпуска на метеосудне «Атмосфера». Вместе с нами плыло несколько солдат и новый зампотех полка, который решил лично посмотреть хозяйство, которое ему досталось.
На завозе, годом ранее, мы высаживались на берег на танковозах. Все равно они курсировали постоянно между берегом и кораблем. На «Атмосфере» все было обставлено намного скромнее. Главным средством высадки являлась большая, деревянная, и по-моему, самодельная лодка. Даже не знаю, как ее назвать. Она была явно не заводского производства. Экипаж ласково звал ее «Маруся». Это было странное транспортное средство. Довольно вместительная лодка, имела всего две пары весел (реально использовали только одну пару), но это никого не смущало, так-как основным движущим средством был буксирующий ее мотобот. Мотобот доставлял «Марусю» к берегу и не заходя в полосу прибоя уходил. Вот тут и нужен был гребец на веслах, чтобы держать нос «Маруси» строго на берег.
Иногда, когда море было совсем спокойное, «Маруся» могла, с одним гребцом, и сама добраться до берега. «Атмосфера», обычно, становилась на якорь очень близко от места высадки.
Обратно, мотобот выдергивал «Марусю» из полосы прибоя и подтаскивал к борту. Борт «Атмосферы» был низким и штормтрап был буквально в несколько ступенек. Так что никаких «Ужасов» в стиле статьи «Штормтрап» тут не было, но из-за низкого борта, в шторм, волны запросто гуляли по палубе.
На Кастрикуме, высадка была относительно спокойная, а вот на мысе Ван дер Линда, перед этим, цирк был во всей красе. Ветра почти не было, и на поверхность моря не было ряби, но при этом качало очень сильно и волны были огромные. «Марусю» и мотобот подкидывало так, что они то подскакивали выше борта, то проваливались вниз. Возможно это были так называемые «Сулои» (Волны, образующиеся от столкновения двух течений). Люди вынуждены были прыгать туда и обратно в тот момент, когда «Маруся» сравняется с бортом судна. Я снял этот момент на кинопленку, и если мне повезет, то Вы увидите этот фрагмент.
Зампотех полка приказал мне проинспектировать П-12 Кастрикума и в случае необходимости оказать необходимую помощь. Начальником этой РЛС был назначен молодой лейтенант, только из училища. Лейтенант был просто в шоке. Мало того, что загнали куда макар телят не гонял, так еще и досталась совершенно «убитая» станция. Станция едва видела на 110-120 км (Для примера, моя запросто видела на 210-240. Причина была на поверхности, передатчик не мог выдавать нормальной мощности. При попытке увеличить мощность, на антенне раздавалось злобное шипение и передатчик вылетал. На антенне затекли разъемы. Я доложил зампотеху, что нужно срочно делать серьезные профилактические работы. На Кастрикуме была самая большая метеостанция и мы остановились там на неделю. За неделю, работая буквально от зари и до зари, мы перебрали все, до чего дотянулись наши шаловливые ручки.
Первым делом мы опустили антенну, разобрали все разъемы, почистили их мелкой шкуркой и промыли спиртом. (Спирт вез с собой зампотех в 10-ти литровой канистре). Зампотех просто не выпускал канистру из рук. Мне показалось, что он и спал с ней в обнимку. Кстати, я за два года службы не получил на обслуживание своей станции, ни одного грамма спирта. А тут нам выделили почти пол стакана «волшебной жидкости». За одно почистили высокочастотный токосъемник в редукторе. Передатчик сразу удалось настроить как положено и дальность выросла до нормы. Затем мы отбраковали неисправные радиолампы, почистили электромашинный усилитель, перебрали и смазали все вентиляторы охлаждения. В общем, устроили станции почти капитальный ремонт. Начальник РЛС веселел на глазах :-).
А вот до чего у нас не дошли руки, так это до автотранспорта, на котором стояла РЛС. РЛС была в модификации НА (Автомобильная). Автомобили были настолько в «уставшем» состоянии, что я таких за всю жизнь не видел.
Во-первых, они стояли даже не на ободах, а на осях! Колеса были погружены в грунт до половины и заросли травой.
Во-вторых, все кабины и капоты были полупрозрачные. Все железо состояло из множества мелких, проржавевших насквозь дырочек, и просвечивало на солнце. Даже многократная покраска не спасла. Сиденья, естественно, сгнили просто в труху. Изоляция проводов потрескалась и осыпалась при малейшем прикосновении. И при этом, с этих автомобилей не пропало ни одной гайки. На месте были фары и аккумуляторы.
Такие машины полагается запускать раз в месяц. Но аккумуляторы были давно мертвы, а запускать этот ужас с ручки было себе дороже.
При этом, сам кунг РЛС был вполне в сносном состоянии. Крашенная фанера оказалась прочнее, чем крашенное железо.
Мы знатно потрудились, попрощались с радостным начальником РЛС и отбыли к себе на остров. Увы, побродить по Кастрикуму, побывать на метео или сходить на маяк, за недостатком времени, мне не удалось. А еще там вроде валялись старые японские самолеты и даже танк, но все это прошло мимо меня.