Время действия «МиМ» – 1930-е (за исключением, конечно, иерусалимских глав), работа над романом начата в конце 1920-х.
Время действия «12 стульев» – середина 1920-х.
Место действия – Москва (в «МиМ» добавляется древний Иерусалим, в «12 стульев» – ещё несколько советских городов). В обоих романах картины Москвы красочны и достоверны и великолепно воссоздают эпоху.
Главный герой – неведомо откуда взявшийся эксцентричный шарлатан, который любит философствовать и манипулировать другими. Конечно, Воланд – это гораздо более крупный калибр, чем Остап Бендер, но общие черты между ними есть. Дать Бендеру магические способности – и устроил бы тот ещё «сеанс чёрной магии» москвичам.
Бендер и «консультантом» мог быть не хуже Воланда. Вспомним его диалог с репортёром Персицким:
– Может быть, вам нужен старшой? Я знаю одного молодого человека. Непьющий. [это Остап о себе]
– Какой старшой?
– Ну такой… Общее руководство, деловые советы, наглядное обучение по комплексному методу… А?
– Я вас понимаю. Нет, не нужен.
Бендер вроде бы жулик, злодей, но «вечно совершает благо», т.к. его жертвы не вызывают сочувствия: он обманывает «голубого воришку», жадного Варфоломея Коробейникова, монархистов из «Союза меча и орала», бездарного Гаврилу… Воланд тоже карал таких гнусных персонажей, что симпатии читателя оказываются на его стороне.
Воланд при каждом удобном случае философствует и говорит о вечном. Остап – тоже. В «12 стульях» есть его монологи о счастье, о жизненных тяготах. Кроме того, Остап необыкновенно эрудирован и красноречив. Он умеет найти подход к любому человеку, вне зависимости от пола, возраста, профессии. Настоящий Великий комбинатор. Кстати, этот «титул» подходит и Воланду Булгакова.
Воланд и Бендер могли ходить по одним и тем же улицам, облапошивать одних и тех же туповатых и жадных граждан.
В «МиМ» немалая часть истории посвящена литературным «разборкам» и литераторской «кухне». МАССОЛИТ у Булгакова, «Дом народов» с многочисленными издательствами у Ильфа и Петрова. Оба романа проходятся сатирой по низкокачественной литературе.
Уже не раз писали о предположении, что «12 стульев» написал Булгаков, но это «вздор и погоня за сенсацией, Булгаков и Ильф-Петров – совершенно различные этажи литературы» (kp.ru).
Ильф, Петров и Булгаков – современники и коллеги – улавливали нечто в окружавшей их действительности, что побуждало их писать сатиру, при этом неизбежно используя схожие сюжетные приёмы. Возможно, это было облегчение после Гражданской войны и первый, недолгий период спокойствия в СССР. Люди с очень разным прошлым, воспитанием, образованием (что называется - бэкграундом), учились жить вместе и на равных. Уровень культуры ещё предстояло поднять. Конечно, возникали нелепые ситуации. Вот эта сумятица при формировании нового общества и попала в прицел сатиры как Булгакова, так и Ильфа с Петровым. Однако Булгаков добавил слои повествования, углубил его. А Ильф и Петров – расширили за счёт географии романа и панорамы персонажей. В итоге различий между произведениями получилось больше, чем схожих черт.