В последние годы на полках российских магазинов и супермаркетов появляется все больше вин под собственными торговыми марками (СТМ) розничных сетей или импортеров. Это означает, что данные вина производятся специально для конкретной торговой компании и продаются исключительно в ее магазинах.
Причины популярности собственных марок
Почему же розничные сети и импортеры создают и продвигают свои собственные винные бренды? Основными причинами этого являются:
1. Увеличение доходности за счет более низких издержек на маркетинг и продажи по сравнению с покупкой готового продукта у производителей. На рекламу и продвижение СТМ тратится гораздо меньше средств.
2. Увеличение лояльности покупателей, которые начинают ассоциировать данный магазин с определенной СТМ и покупают это вино только там.
3. Большая гибкость в выборе поставщиков и производителей. Торговая сеть или импортер могут ежегодно менять винодельню, которая будет производить их СТМ, выбирая наиболее выгодные условия.
Как устроена СТМ в винном мире
Как же работает механизм создания и продажи вин под собственной торговой маркой на примере российского рынка?
1. Розничная сеть или импортер определяются с концепцией новой СТМ: страна и регион производства, целевая аудитория, желаемая ценовая категория, объемы продаж.
2. После этого проводится тендер среди различных виноделен на производство данного вина по техническому заданию заказчика. Выбирается винодельня, предложившая наиболее оптимальные условия по соотношению цены и качества.
3. Отобранная для производства СТМ винодельня изготавливает необходимый объем вина согласно заданным параметрам.
4. Вино разливается по бутылкам и этикетируется соответствующим образом под новой торговой маркой заказчика.
5. Такая продукция поставляется исключительно в магазины данной торговой сети или импортера и реализуется под их собственным брендом.
При этом на контрэтикетке обязательно указывается реальное название винодельни, производящей данную партию вина. Однако эта информация обычно написана очень мелким шрифтом и не бросается в глаза.
Известные примеры винных СТМ в России
Ярким примером успешной винной СТМ в нашей стране является марка Pierre Chanau сети Auchan. Названия Chanau и Auchan представляют собой анаграммы — слова, составленные из одних и тех же букв. Pierre Chanau — это десятки разнообразных французских вин, которые производятся на заказ данной сети супермаркетов различными винодельнями Франции.
Еще одна популярная СТМ на российском рынке — это чилийские вина Moonrise. Их производят эксклюзивно для одного из крупнейших импортеров вина в нашей стране. Эту продукцию нельзя купить больше нигде в мире.
Оценка качества винных СТМ
Можно ли доверять качеству вин, выпущенных под собственными торговыми марками? В целом, это достаточно среднего уровня, простые, но вполне пристойные вина без каких-либо ярких особенностей. Так называемые «коммерческие» вина, рассчитанные на массового потребителя.
Как правило, СТМ не позиционируются производителями как премиальные элитные вина. Целью является предложить доступный алкогольный напиток высокого качества для ежедневного потребления.
В то же время нельзя говорить, что СТМ — это обязательно плохие или фальсифицированные вина. Ведь зачастую их производят те же репутационные европейские винодельни, просто по другой рецептуре и дизайну этикетки под конкретную торговую марку.
Перспективы развития СТМ
По различным прогнозам, доля собственных торговых марок в мировой розничной торговле будет неуклонно расти и в ближайшие 5-10 лет может составить 30-40%. Этот тренд в полной мере касается и рынка вина. Все большее количество популярных марок вин на полках российских магазинов будут представлять собой именно СТМ.
Подводя итог, стоит констатировать, что появление собственных торговых марок вин является глобальной мировой тенденцией розничной торговли. Это позволяет оптимизировать издержки и ценообразование, привлекать потребителей. На российском рынке этот тренд также продолжит набирать обороты. Так что не удивляйтесь, если очередную понравившуюся бутылку в магазине вы не сможете найти на сайте производителя. Скорее всего, это и есть вино под собственной торговой маркой.