В самом сердце Киркубри, старинного шотландского поселения на берегу реки Ди, называемого также «городом художников», находится Бротон Хаус. Киркубри – светлая и воздушная атмосфера, очаровательные исторические здания, мягкий климат, леса и луга в окрестностях. Место, где можно было жить просто и спокойно, вдали от шума и пыли, свойственным крупным промышленным городам.
Дом постройки 18 века в наши дни стал музеем и картинной галереей, посвященным жизни и творчеству художника, коллекционера и антиквара Эдварда Аткинсона Хорнела.
Библиотекой пользуются приезжие исследователи. В ней около 15 тысяч томов, в том числе одно из крупнейших в мире собраний произведений Роберта Бернса, а также редкие книги и документы о древней истории Шотландии.
Хорнел приобрел Бротон Хаус в 1901 году, перестроил его, а также спроектировал сад, черпая вдохновение в воспоминаниях о своих путешествиях по Японии, Шри-Ланке (Цейлону) и Мьянме (Бирме).
Вторая половина девятнадцатого века – расцвет японизма, в том числе и в Шотландии.
Арт-дилер и владелец картинной галереи Александр Рид, а также коллекционер Уильям Баррелл в 1893 году оплатили азиатскую поездку Хорнела и его друга Джорджа Генри.
Художники отправились в путь «чтобы увидеть и изучить среду, из которой возникло великое искусство, лично соприкоснуться с людьми, прожить их жизнь и обнаружить источник их вдохновения».
Тринадцатимесячная поездка стала решающей для дальнейшего творческого пути Хорнела. Он был навсегда очарован природой, искусством чайной церемонии и танца, изяществом девушек, яркой одеждой.
Немалое влияние на стиль художника также оказали японские традиционные гравюры на дереве, в частности авторства Судзуки Харунобу, их плоскостность и декоративность.
По возвращении в Шотландию Хорнел выставил привезенные картины в галерее Алекса Рида в Глазго. Работы получили высокие оценки критиков, а зрители были очарованы сценами жизни таинственной страны. Деньги от продажи картин и позволили художнику купить Бротон Хаус.
Восприятие Хорнелом Японии, высказанное в его лекции перед аудиторией в Глазго, было восторженным, но с оттенком сожаления.
Он вспоминал «страну лотосов, людей с улыбающимися лицами, большую, счастливую семью, празднующую цветение слив и вишен. Тем не менее, перемены навсегда стерли старую Японию с ее поэзией и романтикой, наделив страну привычками и обычаями Бирмингема».
Творчество Хорнела и до путешествия было далеким от модного в то время натурализма. Его, как и его друга Генри, скорее привлекала манера Россетти, Уистлера, а также французского художника Адольфа Монтичелли, работы которого, показанные в Эдинбурге в 1886 году, ассоциировались с «заколдованным садом, тем, где можно было дышать воздухом, напоенным ароматом волшебных цветов»:
Ранние картины Хорнела прославляли волшебную старую Шотландию, живописные долины и поэтические суеверия, страну, дети которой едины с природой, а деревни «усеяны реликвиями древности».
«Танец весны» и «Лето» – прекрасные, новаторские образцы живописи Хорнела времени его участия в группе художников «Мальчики Глазго». Живопись радостная, энергичная, дерзкая, порой почти абстрактная, похожая на мозаику, очень современная. Буйство цвета, живопись, передающая реальное ощущение веселья юности.
Но именно в саду Хорнела чувствуется душа, интуитивное владение искусством дизайна и цвета, а также увлечение Японией и историей Шотландии.
Мечта создать сад, конечно, возникла не из воздуха. В библиотеке художника есть книги по японскому искусству, истории, каталоги семян: «Японские лилии», «Японские виды бамбука», книги по выращиванию ирисов и пионов, а также работа архитектора и известного япониста Джосайи Кондера «Ландшафтное садоводство в Японии», впервые опубликованная в 1892 году, с фотографиями японских чайных комнат и садов.
Сегодня трудно представить наши сады без привычных цветов, таких как лилии, ирисы, камелии и пионы. Однако до определенного времени их обычно видели лишь изображенными на гравюрах, веерах или фарфоровых вещицах. Поразительно, но многие люди не верили, что такие цветы действительно существуют.
Сад художника во многом соотносится с Японией девятнадцатого века, но Хорнел собрал и реликвии местного происхождения, в том числе камни из руин близлежащего Данденнанского аббатства, в котором Мария, королева Шотландии, приняла роковое решение покинуть страну.
Сад стал воплощенной фантазией о месте, свободном от жизненных дрязг, где все находится в гармонии с природой, от растений до солнечных часов и каменных поилок для птиц.
Хорнел стал уделять все больше внимания своему дому и саду. Когда один из журналистов приехал в Киркуби, чтобы написать о творчестве художника, он увидел
«прекрасный старый дом и сад, полный цветов, у всех дверей были дети бедняков (многие из которых являлись рыжеволосыми юными моделями). Цветы человечества могли свободно входить с улицы через боковую калитку. Художник был сосредоточен на изображении цветов и детей».
Работы Хорнела после 1901 года стали во многом повторяющимися, шаблонными, приторно сентиментальными, некоей «художественной производственной линией».
Но они отлично продавались, техника письма осталась такой же яркой, похожей на драгоценные камни, многие и сейчас полагают, что ни одна коллекция шотландских картин не будет полной без хотя бы одного Хорнела.
Стабильного дохода от продаж картин было достаточно, чтобы позволить художнику сосредоточиться на путешествиях, коллекционировании, уходу за домом, растениями.
Обширная коллекция Хорнела включает также около 1700 фотографий. Их дарили друзья и знакомые, художник покупал снимки, а так же фотографировал сам, как дома в Шотландии, так и во время путешествий по Японии, Шри-Ланке и Мьянме.
Фотографии часто служили основой для картин. Примечательно то, как Хорнел менял выражение лиц моделей с серьезных на фотографиях на счастливые на картинах.
В галерее Бротон Хаус есть портрет художника авторства талантливой художницы Бесси Макникол, одной из Девочек Глазго. О ее творчестве можно прочесть здесь
О раннем современном искусстве Шотландии можно прочесть здесь
Художники пишут глазами любви, и только глазам любви следует судить их.
Готхольд Эфраим Лессинг
Рекомендую вам свои любимые каналы:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.