Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. ВВС СССР: истребители 1943-1945 гг.

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Техническое превосходство истребителей противника, захватившего в 1941 г. господство в воздухе, требовало от советской авиапромышленности не только восполнения понесенных потерь, но и перевооружения ВВС СССР на более современные и более совершенные самолеты, чем те, что имелись в войсках. Но времени на создание новых самолетов практически не было; поэтому авиаконструкторы занялись усовершенствованием наиболее удачных истребителей, поступивших на вооружение перед самой войной - ведь главным средством в борьбе за господство в воздухе является именно истребительная авиация. В результате их работы уже в 1942 г. в авиачасти начали поступать новые модели самолетов Яковлева и Лавочкина, по своим летным и боевым качествам приближавшиеся к современным им истребителям Мессершмитта и Фокке-Вульфа. Однако немецкие истребители постоянно совершенствовались, и для уравнивания боевых возможностей самолетов советские конструкторы так же неустанно трудились над улучшением качеств своих истребителей. Соревнование между немецкими и советскими авиастроителями непрерывно продолжалось на протяжении 1942 – 1944 гг., пока не наступил коренной перелом в воздушной войне после массового вступления в строй лучших истребителей советского производства – Ла-5ФН, Ла-7 и Як-3. С их появлением советские ВВС к 1945 г. окончательно и бесповоротно завоевали господство в воздухе, практически почти исключив какие-либо серьезные действия Люфтваффе на советско-германском фронте.

Истребитель Як-9

-2

Изображены: Як-9Т - А.М. Машенкина (11 побед) из 812-го ИАП. Як-9Д - М.И. Гриба (10+12 побед) из 6-го ГвИАП ВВС ЧФ. Як-9У – Г.А. Баевского (19 побед) из 5-го ГвИАП

Конструкция, производство:

Одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси; дальнейшее развитие истребителя Як-7Б. Серийное производство: октябрь 1942 – декабрь 1946 гг. За время войны изготовлено 14.579 самолетов; общее количество с послевоенными – 16.769 истребителей в 12 модификациях. Самые распространенные варианты: Як-9Д (3.058 экземпляров), Як-9Т (2.748 самолетов), Як-9М (4.239 истребителей) и Як-9У (3.921 самолетов).

ТТХ Як-9Т (с марта 1943 г., 2.748 самолетов):

Двигатель: М-105ПФ мощностью 1.180 л.с. Максимальная скорость на высоте 3.900 м - 597 км/ч; у земли 533 км/ч. Потолок: 10.000 м. Дальность: 735 км. Вираж 19 сек. Подъем на 5 км: 5,5 мин. Вес пустого 2.298 кг; вес взлетный: 3.025 кг. Вооружение: 1х37-мм пушка НС-37 и 1х12,7-мм пулемет УБС.

ТТХ Як-9У (с апреля 1944 г., 3.921 экземпляр):

Двигатель: ВК-107А мощностью 1.500 л.с. Максимальная скорость на высоте 5.000 м - 672 км/ч; у земли 575 км/ч. Потолок: 10.650 м. Дальность: 675 км. Вираж 20 сек. Подъем на 5 км: 5,0 мин. Вес пустого 2.512 кг; вес взлетный: 3.204 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка ШВАК и 2х12,7-мм пулемета УБС.

Як-9Т с 37-мм пушкой в бою
Як-9Т с 37-мм пушкой в бою

Боевые качества:

Як-9 - самый массовый и самый универсальный из всех Яков; был доступен пилоту даже низкой квалификации. Як-9 был достаточно легким и маневренным на малых высотах; по сравнению с предыдущими версиями имел заметно повышенное время полета. На части машин значительно усилили огневую мощь (поставив 37-мм или 45-мм пушки); «крупнокалиберные» модификации Як-9 стали грозой для бомбардировщиков, и могли бороться с танками. В дополнение к бронеспинке установили бронестекло и бензобак с более совершенным протектированием. Улучшен обзор назад путем устранения гаргрота. Поздняя версия Як-9У показала неплохую для конца войны скорость.

Но Як-9 имели недостаточную для второй половины войны скорость в 600 км/ч (кроме Як-9У; но на нем стоял ненадежный мотор), и малый боезапас. Так же из-за некачественного лакового покрытия случались срывы полотна с обшивки, а обшивка часто отставала от каркаса (это уменьшало скорость и увеличивало аварийность). На пикировании Як-9 по-прежнему уступал Bf-109; как и предыдущие Яки, он плохо маневрировал на средних и больших высотах. Недостатком самолета летчики считали и его привязные ремни; жесткие, они не регулировались по росту, из-за чего пилоты часто совсем не застегивали их (с вытекающими последствиями). Живучесть яковлевских машин была заметно ниже, чем у машин других КБ. Наиболее живучими из всего семейства были Як-7 и Як-9, хотя и они по надежности конструкции значительно уступали самолетам Лавочкина.

Як-9Д М.И. Гриба (10+12 побед) в бою
Як-9Д М.И. Гриба (10+12 побед) в бою

Боевое применение:

Боевое крещение истребителя Як-9 состоялось в декабре 1942 во время Сталинградской битвы. Весной 1943 «девятки» появились и на центральном участке советско-германского фронта (в частности, здесь воевал вооруженный Як-9 авиаполк французских добровольцев «Нормандия»). По мере наращивания производства «девятки» постепенно вытесняли из фронтовых авиачастей более ранние типы самолетов Яковлева – Як-1 и Як-7, а к середине 1944 года Як-9 стал основным истребителем ВВС СССР – он составлял почти половину от общего числа советских истребителей всех типов. Как один из самых массовых советских истребителей Як-9 широко применялся на всех фронтах и во всех операциях Великой Отечественной войны вплоть по май 1945 г.; а так же в августе 1945 г. в войне против Японии. На этом самолете летали многие советские асы.

Истребитель Ла-5

-5

Изображены: Ла-5 №33 – В.Ф. Голубева (17+15 побед), командира 4-го ГвИАП ВВС КБФ; Ла-5Ф «Черная кошка» - Л.А. Гальченко (7+5 побед) из управления 324-й ИАД; Ла-5ФН №96 – К.А. Евстигнеева (52+3 победы) из 240-го ИАП

Конструкция, производство:

Одноместный деревянный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси; являлся переделкой истребителя ЛаГГ-3 под звездообразный мотор М-82. Серийное производство: август 1942 – конец 1944 гг. Всего изготовлено более 10.000 самолетов в трех основных модификациях: Ла-5, Ла-5Ф и Ла-5ФН.

ТТХ Ла-5 (с осени 1942 г.; 1.021 экземпляр):

Двигатель: М-82 мощностью 1.350 л.с. Максимальная скорость на высоте 6.000 м: 580 км/ч; у земли 509 км/ч. Потолок: 9.500 м. Дальность: 1.190 км. Вираж – 22,6 сек. Подъем на 5 км: 6,0 мин. Вес пустого 2.681 кг; вес взлетный: 3.360 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК.

ТТХ Ла-5Ф (с весны 1943 г.; 4.619 экземпляров):

Двигатель: М-82Ф мощностью 1.700 л.с. Максимальная скорость на высоте 6.000 м: 600 км/ч; у земли 560 км/ч. Потолок: 9.550 м. Дальность: 760 км. Вираж – 21 сек. Подъем на 5 км: 6,0 мин. Вес пустого ? кг; вес взлетный: 3.326 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК.

ТТХ Ла-5ФН (с лета 1943 гг.; 4.817 экземпляров):

Двигатель: АШ-82ФН мощностью 1.550 л.с. (на форсаже 1.850 л.с.) Максимальная скорость на высоте 6.000 м: 634 км/ч (на форсаже 648 км/ч); у земли 565 км/ч (на форсаже 583 км/ч). Потолок: 10.750 м. Дальность: 900 км. Вираж – 20 сек. Подъем на 5 км: 4,7 мин. Вес пустого 2.706 кг; вес взлетный: 3.265 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК.

Ла-5 Героя Советского Союза  Г.Д. Костылёва
Ла-5 Героя Советского Союза Г.Д. Костылёва

Боевые качества:

Самолет имел неплохую для середины войны скорость, сопоставимую со скоростями немецких истребителей; по горизонтальному и вертикальному маневрам был к ним близок. Обладал большой боевой живучестью (бронеспинка, бронестекло, протектированные баки), хорошей огневой мощью и достаточным боезапасом (по 170 снарядов на ствол); изготавливался без применения дефицитных материалов. Но Ла-5 был строг в управлении на взлете и посадке; доступен только летчикам средней и высокой квалификации. Серьезными недостатками самолетов раннего выпуска был недобор мощности мотора на высоте (устранен на выпусках 1943 г.), и ограниченный обзор назад (в 1943 г. улучшен путем ликвидации гаргрота). Так же серьезной помехой работе пилота являлась плохая теплоизоляция кабины (летчикам было жарко из-за горячего воздуха от мотора: в кабине стояло марево от выхлопных газов, и невыносимая жара: зимой до 40 градусов, а летом - до 55!)

Ла-5ФН М.И.Семенцова (17+10 побед) из  41-го ГвИАП
Ла-5ФН М.И.Семенцова (17+10 побед) из 41-го ГвИАП

Боевое применение:

Первым истребители Ла-5 получил в конце августа 1942 г. 49-й ИАП, сражавшийся в районе Ржевского выступа; за месяц полк сбил 16 немецких самолетов, но потерял 10 своих в боях, и 4 в авариях. Результат не выдающийся, но на фоне потерь других полков он выглядел неплохо. В Сталинградской битве участвовали уже 6 полков Ла-5, которые тоже несли существенные потери (например, 240-й ИАП за девять дней потерял 20 Ла-5, сбив только 10 немцев). Потери «Лавочкиных» начали заметно снижаться после появления на фронте модификаций Ла-5Ф в марте 1943, и Ла-5ФН летом 1943 (например, в боях на Курской дуге 116-й ИАП сбил 71 немецкий самолет при потере всего 3 Ла-5Ф). в течение 1944 и весны 1945 г. истребители Ла-5 совместно с самолетами других типов продолжали перемалывать в воздушных боях германскую авиацию – вплоть до самой Победы…

Истребитель Як-3

-8

Изображены: Як-3 №15 – С.И. Рогового (5 побед) из 64-го ГвИАП; Як-3 №360 – А.Д. Якименко (18+1 победа), командира 150-го ГвИАП

Конструкция, производство:

Одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси; дальнейшее развитие истребителя Як-1. Серийное производство: март 1944 – 1946 гг. За время войны изготовлено 3.550 самолетов; общее количество с послевоенными – 4.848 истребителей.

ТТХ Як-3:

Двигатель: ВК-105ПФ2 мощностью 1.240 л.с. Максимальная скорость на высоте 4.100 м - 650 км/ч; у земли 567 км/ч. Потолок: 10.400 м. Дальность: 640 км. Вираж 18-19 сек. Подъем на 5 км: 4,5 мин. Вес пустого 2.123 кг; вес взлетный: 2.692 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка ШВАК и 2х12,7-мм пулемета УБС.

Як-3 Марселя Альбера (7+16 побед) из французского полка «Нормандия-Неман»
Як-3 Марселя Альбера (7+16 побед) из французского полка «Нормандия-Неман»

Боевые качества:

Як-3 был очень легок и устойчив в полете и прост в управлении - был доступен летчику даже низкой квалификации. За счет облегчения конструкции значительно повысились его маневровые характеристики (скороподъемность и вираж) - в т.ч. и на средних высотах. Пилота защищали бронеспинка и бронестекло; бензобаки были протектированы. Однако и недостатков Як-3 имел немало. Переоблегчение конструкции привело к низкой боевой живучести (самолет уничтожался буквально 1-2 точными попаданиями). Скорость его даже для начала 1944 г. считалась средней, а для конечного этапа войны - вообще малой. Правда, в конце 1944 - начале 1945 гг. небольшой серией выпустили Як-3 с мотором ВК-107А, скорость которых достигла 720 км/ч. Однако из-за недоведенности нового мотора их эксплуатация была очень затруднена, и большинство фронтовых Як-3 летали с мотором ВК-105ПФ2, дававшими не более 650 км/ч. Так же А.И. Покрышкин при знакомстве с Як-3 отметил неудачное расположение приборов, затруднявшее ориентировку летчика. Фонарь кабины на пикировании часто срывало встречным потоком воздуха; в пикировании или при крутом маневрировании на виражах случалось отставание обшивки крыла, что приводило к его разрушению (это стало причиной гибели ряда опытных летчиков-асов).

Боевое применение:

Впервые истребители Як-3 были применены в июле 1944 г. в ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции. В ней 91-й ИАП одержал 23 воздушные победы при потере всего двух Як-3. В том же 1944 г. на Як-3 перевооружился авиаполк французских добровольцев «Нормандия-Неман», воевавший на этих самолетах до конца войны, а после капитуляции Германии вернувшийся на Як-3 во Францию. Несмотря на недостаточную для заключительного периода войны скорость, но благодаря своей высокой маневренности, Як-3 наряду с Ла-7 и другими моделями наших истребителей окончательно и бесповоротно установили советское господство в воздухе…

Истребитель Ла-7

-10

Изображены: Ла-7 №40 – П.А. Гнидо (34+6 побед) из 111-го ГвИАП; Ла-7 №23 – П.Я. Головачёва (30 побед) из 9-го ГвИАП

Конструкция, производство:

Одноместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси; являлся дальнейшим развитием истребителя Ла-5. Серийное производство: с весны 1944 по 1946 г. Всего изготовлено 5.905 экземпляров (по другим сведениям 6.337); из них за время войны не менее 3.800 – 4.000 истребителей.

ТТХ Ла-7:

Двигатель: АШ-82ФН мощностью 1.850 л.с. Максимальная скорость на высоте 6.000 м: 680 км/ч; у земли 597 км/ч. Потолок: 10.750 м. Дальность: 635 км. Вираж – 20 сек. Подъем на 5 км: 4,5 мин. Вес пустого 2.605 кг; вес взлетный: 3.265 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки ШВАК или БС.

Боевые качества:

Ла-7 - самый удачный истребитель отечественной конструкции периода Великой Отечественной войны. Конструктивно он в основном повторял своего предшественника, однако улучшение его аэродинамики позволило самолету при том же моторе М-82ФН значительно повысить свои летные характеристики. Ла-7 имел хорошую скорость, близкую скоростям современных ему немецких истребителей, превосходство над противником в горизонтальном маневре и в скороподъемности (на пикировании - равен). В конструкции Ла-7 широко использован металл, за счет улучшенной компенсации руля высоты заметно снизились усилия на ручку управления, что значительно облегчало управление машиной в маневренном бою. Теплоизоляция кабины была несколько улучшена путем отвода части воздуха из системы охлаждения нагнетателя для вентиляции кабины. Это немного снизило удушающую жару в ней, являвшуюся главной проблемой в работе пилотов Ла-5.

Ла-7 самого результативного советского аса  И,Н. Кожедуба
Ла-7 самого результативного советского аса И,Н. Кожедуба

Боевое применение:

Первыми в июне 1944 г. истребители Ла-7 получили 176-й ГвИАП и 63-й ГвИАП. Только 63-й гвардейский за два месяца боев на Ла-7 одержал 55 побед при потере всего 4 своих истребителей (правда, еще 4 Ла-7 разбились в авариях). По мере наращивания серийного выпуска Ла-7 на эти машины перевооружалось все больше авиаполков, которые дополняли силы советской авиации в установлении советского господства в небе Германии. И последнюю воздушную победу в Великой Отечественной войне одержал пилот Ла-7 лейтенант Галич из 2-го ГвИАП - 8 мая 1945 г., над Прагой, за несколько часов до капитуляции Германии…

Советские истребители 1941-1942 гг. (01)

Советские истребители 1941-1942 гг. (02)

Истребители Ленд-лиза – «американцы»

Истребители Ленд-лиза – «британцы»

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.