Сегодня мы обсудим один захватывающий и одновременно сложный аспект письма - диалог. Может быть, кто-то из вас задастся вопросом: почему диалоги такие сложные? Ведь это просто разговор, что в этом сложного? Даже начинающие авторы с легкостью и удовольствием пишут диалоги, рассматривая их как отдых после долгих описаний или философских размышлений. Но насколько просто все на самом деле? И не обманчиво ли это ощущение легкости?
Сегодня мы попытаемся понять, что делает диалоги плохими и какие элементы помогают создать хороший диалог.
Плохой диалог может возникнуть, если автор не уделяет внимание подтексту. Подтекст может иметь различные значения и важен для передачи эмоций и намеков между персонажами. Иногда для того, чтобы понять подтекст, необходимо знать предысторию и хорошо изучить персонажей.
Вот пример:
- Привет, Семенов! Почему ты такой потрепанный? Чем занимался на выходных?
- Здравствуйте, Павел Петрович. Да, мы с друзьями ездили на рыбалку...
- Ну и какой улов, рыбак?
- Ничего особенного, мы пару рыбок поймали. И, как обычно, жена устроила скандал...
- Не беда, следующий раз лови рыбу старательнее. А теперь иди работать, Семенов. Привет жене!
Это простой пример прямолинейного подтекста, где начальник применяет намеки и косвенные обвинения против подчиненного. Однако, часто подтекст присутствует на протяжении всего диалога.
Иногда можно увидеть использование подтекста через детали. Это означает, что говорящие обсуждают незначительные детали, но фактически говорят о чем-то другом. Хороший пример можно найти в блоге сценариста Александра Волкова. В одной сцене босс мафии приглашает подчиненного на встречу. Они обсуждают предательство. Босс хочет донести до подчиненного, что мафия никогда не прощает предателей и что их уничтожение является неотъемлемой мерой. Однако, прямолинейные угрозы и предупреждения были бы слишком банальными и не соответствовали бы образу главаря мафии. Вместо этого разговор происходит в саду, где босс подрезает ветки роз, а затем удаляет пораженную болезнью ветку, объясняя, что одна больная ветка может заразить и погубить всю розу. Они обсуждают болезнь растения, но на самом деле передают отношение мафии к предателям. Читатели понимают эту аналогию: куст - это мафия, а больная ветка - предатель. Это прекрасный пример использования деталей в диалогах и его подтекста.
Дальше будет больше полезных статей о литературе и писательском мастерстве.