Найти тему
Женщина, которая идёт

Поход по Лаго-Наки, часть 3: Оштен и приют «Фишт»

Часть 2

Оля: «Мы с Настей видели зверя, который по высоте как волк, по скорости как волк и выглядит как волк».
Антон: «Хм… Может, это был волк?»

Утром мы завтракаем (конфеты со слоганом «Блаженство в лёгкости» словно намекают, что сегодня по плану радиалка), собираемся, пересекаем Цицу и идём к Оштену. Конечно же, мимо тропы, прямо по колючкам. Ну или не мимо, может, тропы здесь вообще нет. Мы уже не думаем об этом, а просто радуемся, когда она, наконец, появляется. Вокруг нас много разных высоких трав и цветов, поэтому много пчёл и ос. Странно, но я их не боюсь. Очевидно, что у насекомых есть занятия поважнее и поинтереснее, чем летать вокруг меня и кусаться, рискуя расстаться с жизнью. Иногда дорогу пересекает паутина. Мы уважаем труд пауков и аккуратно обходим хитрые ажурные переплетения.

Как и тропы, многие водоёмы на нашем маршруте есть только на картах, поэтому перед выходом из лагеря мы запаслись водой. Антон налил её даже в герметичную миску для обедов, которую взял с собой вместо тарелки. Ещё была идея повесить котелок на рюкзак или организовать коромысло, но возникли проблемы с реализацией.

Навстречу нам попадается милый старичок: он идёт без футболки и без обуви, у него длинные волосы и счастливая улыбка. Чуть позже нас обгоняет девушка, которая ночевала рядом с нами. Она такая спортивная, активная и бодрая, что не может не раздражать. Мы догоняем её у озера Псенодах: оно бурлит, почти как наш утренний чай, потому что его воды пополняются подземными источниками. Мы зависаем около него на какое-то время. Я хочу подольше полюбоваться им, не только из-за его красоты — я хочу оттянуть тот момент, когда надо будет идти вверх, вверх и вверх.

Я одновременно и не хочу подниматься, и хочу. Это странно и нелогично, но я могу быть нелогичной, я же девочка. В подъёмах мне не нравится их кажущаяся нескончаемость. Идёшь, идёшь, идёшь. Ноги устают, голова не соображает. Да ещё и эта жара невыносимая — я такая потная, словно была в душе и не вытерлась. Конечно, жара лучше, чем холод и дождь, но я же не могу не ныть! Но зато чем выше, тем красивее вокруг. Вот открывается вид на скалу, похожую на пластины на спине спинозавра. Кайф.

По дороге мы обсуждаем многофункциональность обуви на каблуках: это и треккинговые палки, и ледоруб, и кошки, и орудие для самообороны, и просто красиво. Даже жаль, что я отказалась от шпилек пару лет назад, а могла бы стать первой женщиной-туристкой в лодочках. Обо мне бы писали газеты и журналы, мои фотографии на леднике разошлись бы по всем туристским пабликам. Но, наверное, я не создана для подвигов и славы, так что продолжаю идти дальше в обычных треккинговых ботинках. Не так многофункционально, зато проверено.

Так, за разговорами и мыслями о славе, которой у меня не будет, мы подходим к Оштену. Сейчас мне надо принять решение: подниматься на вершину или нет. С одной стороны, мне хочется. С другой, я рискую. Вдруг мои колени выдержат только один подъём? Если это так, то я лучше поднимусь на Фишт. И дело не только в самой горе (когда мы только приблизились к Адыгее, я начала донимать Лёшу вопросами: «А это Фишт? А это? А это? А теперь? А вон та гора Фишт? А та?»). Основная причина более прозаична. Если я потеряю колени на Оштене, то мне потом придётся корячиться ещё два дня. А если на Фиште, то только один. Словом, выбор сделан: пока все будут радиально подниматься на гору, я буду чилить и охранять рюкзаки. Оля оценивает свои силы и решает остаться со мной.

-2

Но для начала надо пообедать. Воды поблизости нет, а наших запасов не хватит, чтобы сделать суп и чай, так что мы спасаемся снежником. В нём много извести. Знаете, врачи говорят, что надо потреблять побольше всяких микроэлементов. Чую, благодаря этому снежнику мы пополнили запасы микроэлементов минимум на год вперёд.

Пока вода нагревается, конфеты (которые сейчас больше похожи на горячий шоколад в фантиках) охлаждаются: снег — очень многофункциональная штука. И суп из него можно сделать, и холодильник. С конфетами вообще вышло забавно. Когда я составляла раскладку, то заложила в неё «Степ». Лёша попросил не ставить эти конфеты на завтрак: если ночью будут заморозки, то мы рискуем остаться без зубов, вгрызаясь в орехи и нугу. Что ж… Кто ж знал, что в Адыгее летом +30.

Мальчишки уходят на Оштен и обещают вернуться часа через три (возвращаются через два — вот и верь им после этого). А мы стелим пенки и, отдыхая после примерно 5 часов пути с набором порядка 500 м, понимаем, что день, в который у нас запланирована только радиалка, пошёл не по плану.

Очень, очень и очень жарко. Я набираю снег в ладошки и прикладываю его к шее, рукам, ногам, голове. А Оля — более опытный и мудрый турист — учит этот снег есть. Группа рядом идёт дальше в своих кулинарных изысках и делает мороженое (см. рецепты в конце части).

На перевале много людей, видно, что Оштен — очень популярная гора. А ещё здесь много детей. Их вообще много на маршруте и мне это нравится. Возможно, через год или два я вернусь сюда с Ильёй, и мы пройдём классическую тридцатку. Ещё на перевале стоят памятники защитникам Кавказа. Их тоже немало в этом регионе, но, как и к красивыми видам, к ним невозможно привыкнуть. Они впечатляют не своей красотой, а своей историей, тем, что за ними стоит, подвигом, который совершали наши предки. Как сказала одна девушка, наши деды не выбирали, идти им на Оштен или не идти, а просто шли.

Лёша и Антон возвращаются неожиданно быстро, немного отдыхают, закидываются чаем — и вот мы уже идём к приюту «Фишт». Нас ждёт ещё пара часов дороги и где-то 400 м сброса высоты. Ну да, радиалки я представляла себе другими. Видимо, у меня ещё мало туристского опыта. Но это дело наживное. Зато теперь мы идём чётко по тропе — почти привилегия в этом походе. По бокам всё ещё растут эти гигантские цветы из джунглей Амазонки. Так что я чувствую себя не то Дюймовочкой, не то Гулливером в стране великанов.

Дальше — интереснее. На тропах начинают встречаться медвежьи какахи (в прошлом походе я узнала, как выглядят какахи лося, а в этом медведя. Делаем ставки, что будет в следующем). Антон и Лёша останавливаются, чтобы что-то обсудить, а мы с Олей уходим вперёд. Но после очередных каках начинаем задумываться: может, всё же в хвосте безопаснее? Мы притормаживаем и нас обгоняет быстрый Антон. Он уходит и скрывается из виду. Даже как-то тревожно за него. Но мы оптимисты, мы верим в медведей, в Антона и в его ноги.

-4

Чем ближе к приюту, тем бодрее идётся. Осталось совсем чуть-чуть, о чём сообщает табличка «400 м м. к.». «К.» — это кордон, «м» — это метры. А что такое вторая «м.»? Местный? Малый? Международный? А что делать женщинам, если «м.» — это «мужской»? Вдруг нам с Олей придётся идти назад? Но мы продолжаем движение на свой страх и риск.

Над нами пролетают самолёты. Пару дней назад Оля удивилась, что их здесь нет, и вот они решили доказать ей, как она ошиблась. И это не очень хорошо для меня. Я обожаю самолёты и всегда, когда слышу их, останавливаюсь и смотрю на небо, пока они не скроются из виду. Я как котик, которому на холку прилепили прищепку — обездвижена и обезоружена.

И вот — приют «Фишт». Большая поляна с огромным количеством палаток на ней. И вся эта красота огорожена колючей проволокой, чтобы дикие звери не пришли к нам на обед. Ночью по этой проволоке движется ток, чтобы отпугнуть самых голодных и азартных зверей.

В том, что эта изгородь здесь не для красоты, мы с Олей убеждаемся лично. Когда мы идём в туалет по темноте, Оля замечает у ручья за забором чьи-то глаза. Я их не вижу, но чуть позже этот зверь перепрыгивает через ручей и убегает. Слишком большой, чтобы быть каким-то зайцем. И слишком прыткий, чтобы быть медведем. Мне становится страшновато. Кажется, в туалет нам уже не надо.

Пока мы ходим, мальчишки разогревают чай. Я отчаянно пытаюсь уговорить всех добавлять в него побольше сахара. У меня на это есть своя причина: сахар ношу я, чем слаще будет чай, тем легче будет мой рюкзак. Я даже сочиняю стих «Сладкий чай вдвойне вкусней, посласти его скорей», но это не так красиво, как стих Лёши про молоко с червями, поэтому моя реклама не работает ни на кого, кроме Антона и меня самой.

Мы думаем, что делать завтра. Мы очень устали, так что Антон предлагает устроить днёвку — мы всё равно уже переиграли маршрут и освободили один день. Но отказываемся от днёвки из практических соображений: если после неё пойдёт дождь, то Фишт придётся отменить, а на такую жертву мы не готовы. Полные надежд и веры в свои ноги, мы идём спать и видеть во сне горы.

Рецепт дня №1: Снег
Внимание, рецепт для профессионалов, не огорчайтесь, если не получится приготовить с первого раза!
Ингредиенты: Снег.
Способ приготовления: Возьмите снег в ладошку, сомните его, чтобы он стал плотным. Ешьте с удовольствием. Преимущество блюда в том, что при достаточном опыте можно приготовить его за 1 минуту.
Рецепт дня №2: Мороженое
Ингредиенты: Снег, сгущёнка.Способ приготовления: Выложите снег в миску, добавьте сгущёнку по вкусу. Перемешайте. Можно есть.

Часть 4.