Научная информация — это особый вид информации, которую характеризует точность, логичность, структурность, опора на факты и данные исследований. Научная информация имеет свойство устаревать, терять актуальность и может быть опровергнута более современными исследованиями.
Научная информация опирается на факты.
В науке, факт — это данные, подтверждённые научным экспериментом, который многие могут повторить и получить тот же результат.
Что нам могут дать научные данные для жизни? Большой вопрос. Они проясняют, или запутывают? Похоже, по-разному.
У психики человека есть такое свойство - сомневаться. За сомнением следует недоверие какому-то суждению, мнению. Сомневаться очень полезно. Это позволяет сверяться с реальностью, предполагать разные варианты развития событий. Может быть и так, и так.
Однако, порой, сомнения приводят к невозможности сделать выбор, принять решение. Что тут может помочь? Анализ своих представлений и мнений. Можно ориентироваться на крайности.
Крайность — это противоположность, исключающая, вытесняющая, не допускающая другую противоположность. Крайность — крайняя степень чего-нибудь (мнения, поведения, свойства).
Крайние состояния человека могут быть очень мучительными, даже опасными.
ПК , ЛК - правая и левая крайности
ПП, ЛП - противоположности
Овал - область "золотой середины"
Все мы иногда попадаем в крайности. Если человек умеет наблюдать за собой, то может это заметить и сдвинуть себя в область "золотой середины"
А если не заметит, то окружающие подскажут. Но в итоге вы определяете кому верить. К выбору тех, кому вы доверяете тоже лучше подходить осознанно, применяя в том числе критическое мышление.
Способность к критическому мышлению является важным качеством мышления человека. Благодаря ему были опровергнуты многие факты, которые ранее считались истиной.
Автор термина «критическое мышление» — американский философ Джон Дьюи, и это мышление он описывает так: активное, настойчивое, тщательное, применяемое в отношении всех форм информации, рефлексивное и автономное.
Рефлексия — умение человека наблюдать и анализировать собственные мысли, эмоции, поведение, самочувствие. В результате, человек знает свои личностные особенности, склонности, ценности, желания и внутренние побуждения и может корректировать своё поведение.
Критически мыслящий человек проверяет любую идею. Он проводит собственное исследование, а не довольствуется чужим мнением. А еще он внимателен к своим мыслям и проверяет, насколько они логичны, обоснованны и непредвзяты.
Как это можно использовать в жизни?
Я стараюсь опираться на факты. То, как я это понимаю.
- Например, какое-то событие уже произошло - это факт. Не вижу смысла об этом вспоминать и думать: вот если бы я сделала так, то... Для меня это не конструктивно. Сделала - факт. Можно проанализировать и как-то скорректировать действия в будущем. Если события повторяются, значит я что-то не учитываю, или не понимаю, не вижу, не замечаю. Тогда выясняю для себя.
- Фактическое наблюдение - то, что видно, что можно заснять на камеру. Остальное принимается на веру. Это гипотезы и домыслы.
Я стараюсь опираться на свои ценности:
- Жизнь
- Свобода
- Отношения с другими людьми
По каждому пункту разбиралась отдельно. Там много подпунктов.
Что туда входит? Как я это для себя понимаю, определяю?
Это называется - выработать отношение. Опираюсь на свой опыт, информацию по теме, опыт других людей. Избегаю крайностей. Допускаю разные варианты развития событий.
Я опираюсь на смысл.
Есть он для меня, или нет? Ориентируюсь на внутреннее ощущение, которое субъективно, то есть лично моё. Для меня может быть в чём-то смысл, а для другого в этом никакого смысла нет. И мы оба для себя правы. Такое ощущение появляется на основе ценностей и выработанного отношения.
Сначала - размышления, составление мнения, потом - отпускаю и живу) Нет, я не сверяюсь постоянно со своими ценностями. Так что занести, конечно, может. Тогда останавливаюсь.
Смотрю внимательно на то, что беспокоит. Стараюсь содержать свои "инструменты" для жизни в рабочем состоянии. Это чувствительность, внимание, навык анализа, включая критическое мышление.
Что происходит прямо сейчас?
Обращаю внимание на обратную связь.
Для меня моя ценность и ценность другого человека равны.
Это всё помогает ориентироваться в собственной жизни. Скорее быть её активным участником, а не пассивным наблюдателем. По-возможности. Так, как получается с добрым к себе отношением.
Отношение, кстати, можно поменять. Это не жёсткая структура. Если вы к себе относитесь "не очень" - поменять на "очень". По-доброму)
Я часто сомневаюсь в чём-то. Сейчас научилась замечать момент, где нет сомнений. Это тренируется. Тогда совершаю действия в этом направлении. Даже, если сомнения потом появляются - их откладываю в сторону. Не оцениваю результат, как "плохой", или "хороший". Стараюсь этими категориями не мыслить. Действие - это шаг в каком-то направлении.
На что ориентироваться? Чему верить?
К сожалению, сравнение плюсов и минусов могут привести не туда, куда надо.
Верьте себе, наблюдая за обратной связью от мира и ориентируясь на своё ощущение довольства от жизни.
Это ответ на вопрос "Зачем?" Чтобы быть довольным своей жизнью. Чувствовать удовлетворение. Чувствовать что я живу, что я творец своей жизни.
Сейчас, а не когда произойдёт что-то и вот тогда. Во всяком случае это моё желание и намерение.
У меня сейчас так: нет сомнений - действие - результат - коррекция действий. Новое действие тоже из состояния "нет сомнений". Это эксперимент. Жить с помощью анализа я уже пробовала. Не работает) Теперь подключила чувства и внутреннее состояние. Так мне нравится гораздо больше. Мне просто интересно жить.
Вероятно, это всё привело к профессии психолога. Для меня смысл работы - помощь людям. Не "причинение добра", а когда человек сам за помощью обращается, когда никак не получается нащупать - куда дальше?
И вы приходите, если есть необходимость в чём-то разобраться.
Автор: Светлана Маликова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru