Добрый день! В этой публикации я продолжаю цикл лекций, посвященных древней Месопотамии. В прошлый раз речь шла о том, как на самом деле выглядела Вавилонская башня. Мы выяснили, что это был зиккурат - традиционный храм на данной территории в виде ступенчатой пирамиды.
Как я уже говорила, на данный момент среди ученых нет единого мнения о том, почему в Междуречье строили именно такие храмы. Есть разные версии возникновения и использования.
Одни ученые считают, что шумеры пришли с гор, а высокие храмы о них напоминали. Другие предположили, что это обсерватории для наблюдения за звездами, третьи выдвигают версию об установлении дистанции между людьми и жилищем богов, а четвертые, наоборот, уверены, что люди хотели добраться до небожителей. Ряд исследователи считают, что внутри зиккурата нет помещений, только дом бога на самой вершине с его статуей внутри, а другие говорят о комнатах для священников и работников.
Лично мне нравится версия, которую можно выразить русской пословицей: “До Бога высоко, до царя - далеко”. Люди живут своей жизнью. Дома богов где-то очень высоко. Они, конечно, вмешиваются в дела людей, но не очень часто. Для того чтобы не пропустить момент когда бог вселяется в свою статую, наверху всегда дежурит человек - жрец, а от скуки за звездами наблюдает.
В подтверждение своей версии, расскажу один факт, который, как мне кажется, характеризует взаимоотношения людей с богами в Междуречье. В храмах размещались фигурки молящихся - адорнаты. Это небольшая скульптура, изображающая конкретного человека со сложенными на груди руками и увеличенными глазами в знак почитания богов. Каждая подписывалась, чтобы не перепутать. Адоранты оставляли в храмах, чтобы они молились вместо людей. Вероятно, у тех были более... важные дела…
По результатам наблюдений жрецов за звездами, на рубеже II - I тыс. до н.э. был составлен клинописный документ “Энума Ану Энлиль”, названный по первой строке, которая переводится “Когда Ану и Энлиль”. В нем описано около 7000 предзнаменований. Естественно, что в этих текстах множество астрономических данных.
Говоря об астрономии, не могу пройти мимо планеты Нибиру, которую некоторые исследователи считают родиной богов Междуречья.
В мифе "Энума Элиш", датируемом XII в. до н.э., о котором я еще расскажу позже, есть как минимум две строки с упоминанием Нибиру:
«Он [в контексте — Мардук] установил положение Нибиру, чтобы указать им [звёздам/созвездиям] пути/границы» ("Энума Элиш", Табличка V, строка 6)
и еще:
«Пусть Нибиру будет держателем места пересечения небес и земли» ("Энума Элиш", Табличка VII, строка 124).
Прямого указания на то, что боги пришли с Нибиру в текстах нет, но то что это некий центр мира, вполне можно сказать. Дальнейшие выводы делайте сами.
В Междуречье разделили небо на 12 известных нам созвездий. Основным был лунный календарь с 12 месяцами по 29-30 дней и к нему добавлялся високосный месяц. В VII-VI вв. до н.э. в календаре появляется “астрологическая” неделя, заимствованная позднее многими народами. Год делился на два полугодия: Энтен - холодное и влажное время года, и Эмеш - сухое и жаркое. Время считали по шестидесятиричной системе счета, как мы и продолжаем делать сейчас.
Как вы понимаете, такое внимание ко времени было напрямую связано с возможностью расчета благоприятно периода проведения земледельческих работ, от которых, в свою очередь, зависело плодородие. Мифологический комплекс о смене сезонов года связан с именем шумерской богини Инанны и аккадской Иштар. Об этом я расскажу в следующей публикации.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала