Вторая мировая война закончилась всего год назад. Австрийский город Брегенц все еще был в значительной степени разрушен, а многочисленные семьи остались без крова. Многие артисты и художники, бежавшие сюда из Восточной Австрии от советских войск, искали работу.
И неожиданно кто-то пошутил: давайте организуем фестиваль! В городе, где даже не было театра, идея проведения фестиваля казалась эксцентричной. Однако ее поддержал городской совет: это может отвлечь население от их тяжких забот и стимулировать туризм.
На подготовку было выделено всего 6 недель, поэтому работали днем и ночью.
Декорации и костюмы для оперы “Бастьен и Бастьенна” разработала 25-летняя художница Мария Ванда Миллиоре.
Техническое оборудование было получено в обмен на еду от венских федеральных театров. В качестве недорогой сценической площадки были выбраны две грузовые баржи пришвартованные к берегу Боденского озера. на одной были установлены сценические конструкции, на другой разместился оркестр.
Помимо Вечера Моцарта, с 4 по 11 августа 1946 года проводились спортивные мероприятия, чтения, драматический спектакль и “променад-концерт”.
Об успехе первого фестиваля говорят такие цифры: участниками стали 420 артистов и 280 спортсменов, за ними наблюдали 25 500 посетителей, прибывших в основном из Швейцарии. Чистая прибыль составила 4000 шиллингов.
В 1950 г. Фестиваль в Брегенце приобрел свой первый дом: прибрежную сцену, возведенную на деревянных сваях, на которой в основном исполнялись оперетты и балеты.
Новая эра Фестиваля
С 1985 г. формат фестиваля изменился: все постановки стали проходить в течение двух сезонов. Сценические конструкции стали более прочными:
В основе лежит так называемое "бетонное ядро", в котором расположены костюмерные, машинные отделения и оркестровая яма для Венского симфонического оркестра. В дно озера вбиты деревянные сваи для поддержки любых дополнительных конструкций.
А с конца 1990-х наступила эра новых технологий.
Познакомимся с постановкой оперы Жоржа Бизе «Кармен», премьера которой состоялась на фестивале в Брегенце 19 июля 2017 года.
Сцена обрамлена двумя огромными руками, между которыми в воздух подброшена колода игральных карт.
Автор декораций Эс Девлин рассказала, как возникла идея:
«Я пробовала множество различных подходов. У меня развевался плащ тореадора; у меня был бык с рогами ... мы пробовали еще, еще, еще и еще, и в конце – почти в порыве раздражения – мы подбросили в воздух пачку сувенирных открыток из туристического магазина аэропорта Севильи, и нашли то, что хотели!»
Карты являлись светодиодными экранами, на которых время от времени менялись изображения: сначала показывали оборотную сторону карт, в которых можно было узнать Кармен как «Червонную даму», а Дона Хосе - как «Валета треф», по мере развития действия на них демонстрировали живописные виды старой Севильи или знаменитых тореадоров.
Среди карт и под ними расположены беспорядочно расположенные платформы и поверхности, некоторые из них частично погружены в воду.
В начале третьего акта актриса, исполнявшая роль Микаэлы, сидела прямо на одной из рук на высоте 30 м и казалась размером примерно с ноготь большого пальца. Масштабы постановки не позволяли использовать живое пение (хорошая фонограмма была записана за 2 месяца до премьеры).
В сценографии часто использовалось озеро. Например, в первом действии Кармен вырывается из рук Дона Хосе, прыгает в озеро и уплывает. В финальной сцене Дон Хосе топит Кармен и оставляет ее тело плавать в воде лицом вниз.
Любой, кто надеется найти в опере Бизе глубокую психологию, так же неуместен в Брегенце, как и его коллега по чтению партитур, коллекционер шеллаков и ценитель винила с его 384 записями. Брегенцская «Кармен» – это просто замечательное зрелище соединение музыки, циркового искусства с фейерверками, большим количеством воды, захватывающими дух трюками, с феноменальной звуковой техникой и невероятными трехмерными декорациями.
Подумайте, противоречит ли такой подход первоначальной идее, родившейся в тяжелом 1946 году?
С другими эффектными постановками опер на фестивале можно познакомиться здесь.
Использованные источники и литература
Effektvolles Finale in Bregenz
The ‘Opera on the Lake’ Stages of Bregenz
James Pritchard. Fireworks Aplenty from Kasper Holten and Es Devlin’s History of Bregenz Festival