Найти в Дзене
Думающая история

Во что превратилась шутливая идея

Оглавление

Вторая мировая война закончилась всего год назад. Австрийский город Брегенц все еще был в значительной степени разрушен, а многочисленные семьи остались без крова. Многие артисты и художники, бежавшие сюда из Восточной Австрии от советских войск, искали работу.

Брегенц после бомбардировки 1 мая 1945 г. Фото городского архива. Источник изображения: vorarlberg.orf.at
Брегенц после бомбардировки 1 мая 1945 г. Фото городского архива. Источник изображения: vorarlberg.orf.at

И неожиданно кто-то пошутил: давайте организуем фестиваль! В городе, где даже не было театра, идея проведения фестиваля казалась эксцентричной. Однако ее поддержал городской совет: это может отвлечь население от их тяжких забот и стимулировать туризм.

На подготовку было выделено всего 6 недель, поэтому работали днем и ночью.

Декорации и костюмы для оперы “Бастьен и Бастьенна” разработала 25-летняя художница Мария Ванда Миллиоре.

Мария Ванда Миллиоре за работой. 1946 г. Источник изображения: bibliothek.bregenzerfestspiele.com
Мария Ванда Миллиоре за работой. 1946 г. Источник изображения: bibliothek.bregenzerfestspiele.com

Техническое оборудование было получено в обмен на еду от венских федеральных театров. В качестве недорогой сценической площадки были выбраны две грузовые баржи пришвартованные к берегу Боденского озера. на одной были установлены сценические конструкции, на другой разместился оркестр.

Помимо Вечера Моцарта, с 4 по 11 августа 1946 года проводились спортивные мероприятия, чтения, драматический спектакль и “променад-концерт”.

Об успехе первого фестиваля говорят такие цифры: участниками стали 420 артистов и 280 спортсменов, за ними наблюдали 25 500 посетителей, прибывших в основном из Швейцарии. Чистая прибыль составила 4000 шиллингов.

В послевоенный  период в Брегенце ставили легкие произведения – часто оперетты, декорации были выполнены в реалистической манере. Источник изображения: bibliothek.bregenzerfestspiele.com
В послевоенный период в Брегенце ставили легкие произведения – часто оперетты, декорации были выполнены в реалистической манере. Источник изображения: bibliothek.bregenzerfestspiele.com

В 1950 г. Фестиваль в Брегенце приобрел свой первый дом: прибрежную сцену, возведенную на деревянных сваях, на которой в основном исполнялись оперетты и балеты.

Источник изображения: bibliothek.bregenzerfestspiele.com
Источник изображения: bibliothek.bregenzerfestspiele.com

Новая эра Фестиваля

С 1985 г. формат фестиваля изменился: все постановки стали проходить в течение двух сезонов. Сценические конструкции стали более прочными:

В основе лежит так называемое "бетонное ядро", в котором расположены костюмерные, машинные отделения и оркестровая яма для Венского симфонического оркестра. В дно озера вбиты деревянные сваи для поддержки любых дополнительных конструкций.

А с конца 1990-х наступила эра новых технологий.

Познакомимся с постановкой оперы Жоржа Бизе «Кармен», премьера которой состоялась на фестивале в Брегенце 19 июля 2017 года.

Сценография "Кармен". Источник изображения: www.kommersant.ru
Сценография "Кармен". Источник изображения: www.kommersant.ru

Сцена обрамлена двумя огромными руками, между которыми в воздух подброшена колода игральных карт.

Озерный пейзаж определил не только сценографию «Кармен», но и ее трактовку: в финале героиню оперы топят. Источник изображения: www.kommersant.ru
Озерный пейзаж определил не только сценографию «Кармен», но и ее трактовку: в финале героиню оперы топят. Источник изображения: www.kommersant.ru

Автор декораций Эс Девлин рассказала, как возникла идея:

«Я пробовала множество различных подходов. У меня развевался плащ тореадора; у меня был бык с рогами ... мы пробовали еще, еще, еще и еще, и в конце – почти в порыве раздражения – мы подбросили в воздух пачку сувенирных открыток из туристического магазина аэропорта Севильи, и нашли то, что хотели!»

Карты являлись светодиодными экранами, на которых время от времени менялись изображения: сначала показывали оборотную сторону карт, в которых можно было узнать Кармен как «Червонную даму», а Дона Хосе - как «Валета треф», по мере развития действия на них демонстрировали живописные виды старой Севильи или знаменитых тореадоров.

Среди карт и под ними расположены беспорядочно расположенные платформы и поверхности, некоторые из них частично погружены в воду.

В начале третьего акта актриса, исполнявшая роль Микаэлы, сидела прямо на одной из рук на высоте 30 м и казалась размером примерно с ноготь большого пальца. Масштабы постановки не позволяли использовать живое пение (хорошая фонограмма была записана за 2 месяца до премьеры).

Актриса, исполнившая роль Микаэлы. Источник изображения: rewizor.ru
Актриса, исполнившая роль Микаэлы. Источник изображения: rewizor.ru

В сценографии часто использовалось озеро. Например, в первом действии Кармен вырывается из рук Дона Хосе, прыгает в озеро и уплывает. В финальной сцене Дон Хосе топит Кармен и оставляет ее тело плавать в воде лицом вниз.

Любой, кто надеется найти в опере Бизе глубокую психологию, так же неуместен в Брегенце, как и его коллега по чтению партитур, коллекционер шеллаков и ценитель винила с его 384 записями. Брегенцская «Кармен» – это просто замечательное зрелище соединение музыки, циркового искусства с фейерверками, большим количеством воды, захватывающими дух трюками, с феноменальной звуковой техникой и невероятными трехмерными декорациями.

Подумайте, противоречит ли такой подход первоначальной идее, родившейся в тяжелом 1946 году?

С другими эффектными постановками опер на фестивале можно познакомиться здесь.

Использованные источники и литература

Effektvolles Finale in Bregenz

The ‘Opera on the Lake’ Stages of Bregenz

James Pritchard. Fireworks Aplenty from Kasper Holten and Es Devlin’s History of Bregenz Festival

Vom Kieskahn zur Seebühne: 70 Jahre Bregenzer Festspiele