Про мои самые-самые любимые парфюмерные флаконы со шляпками я решил сделать отдельный пост. В принципе, его можно было бы целиком заполнить только фотографиями и восхищёнными "ооооо!" и "ааааа!", но придётся взять себя в лапки, иначе восторг унесёт меня в отдалённые слои стратосферы, и вернуться оттуда будет уже проблематично.
Первый мой трепетный восторг - это аромат Bibi Jean Barthet, выпущенный в 1988 году и относимый к категории цветочно-фруктовых шипров. К сожалению, это единственный парфюм от данного дизайнерского дома, и о нём мало что известно. Аромат выпускался компанией COFCI (Campaigne Francoise de Comerce Internacionale est.1976), которая подарила миру первый легендарный аромат Salvador Dali. Позже, в 1998 г. компания была переименована в Cofinluxe.
Название аромата Le bibi переводится с французского как "шляпка", но ещё аббревиатурой БиБи называли Бриджит Бардо, которая часто позировала и снималась в шляпках Жана Барте.
В 1950-х годах Жан Барте был уже прославленным шляпным дизайнером, а Бриджит находилась только на самом пороге своей карьеры. На одну из своих презентаций он пригласил молодую танцовщицу, дочь своей подруги мадам Бардо, учившуюся в балетной школе; и таким образом 16-летняя Бриджит приняла участие в открытии его коллекции. Позже Бриджит стала чем-то вроде "шляпной музы" Жана Бартэ, хотя сам он всегда утверждал на публику, что его единственная муза - супруга (не, ну я бы тоже такую отмазку придумал😏).
Флакон аромата выполнен в виде фигурки дамы в элегантной ромбической шляпе-сетке. Версия eau de toilette spray выпускалась с чёрной крышечкой-шляпкой, а esprit de parfum - с золотой. На первый взгляд, данная шляпка мало подходит детскому личику БиБи. Почти все фотографии Бриджит в шляпах Бартэ удачно подчёркивает её округлые линии и черты лица, поэтому и сами шляпки - плавных, округлых форм, без строгого геометричного каркаса.
Что, конечно же, не мешало Бриджит делать капризное выражение лица и надувать губки а ля обиженный ребёнок - это придавало ещё больше шарма. Современные стилисты, помешанные на типажах Кибби, несомненно усмотрели бы в этом достоинства гамина (типаж девушки-ребёнка), ведь гаминам как никому другому идут всевозможные головные уборы.
А вот строго геометричная и дерзкая шляпка-сетка с флакона Bibi как-то с чертами Бриджит плохо вяжется. В данной стилистике, на мой взгляд, гораздо удачнее смотрятся такие модели, как Довима или Капучине (Ирен Лефевр).
Ну, или в крайнем случае, Софи Лорен, для которой Бартэ тоже шил шляпки.
Но это только на первый взгляд... Один из обозревателей данного аромата совершенно справедливо заметил, что Bibi - это парфюм хищницы, роковой обольстительницы, противостоять обаянию которой почти невозможно. Хищный, животный нрав аромата подчёркивается четырьмя животными нотами - кастореум, цибетин, амбра и мускус. А ведь за миловидной ребяческой внешностью Бардо скрывался тот ещё тигриный нрав и характер...
Заметим, что шляпки, подобные Bibi, не несут в себе никакого иного функционала, кроме как подчеркнуть стиль и нрав своей владелицы. От ветра и жары они не защищают, а вот образ тигрицы в ангельском обличии дополняют и доводят до совершенства идеально.
Этот же образ продолжает расширяющееся "платье" (или пальто), с прямыми острыми плечиками и рисунком, напоминающим небрежно наброшенную крупную бижутерию с логотипом JB. Наподобие такого:
Сам аромат невыразимо роскошен, особенно в базе. Вроде бы типичный представитель конца 80-х годов, но выделяется даже на фоне других роскошных парфюмов данной эпохи... Тот редчайший случай, когда "всё красивое и сразу" действительно смотрится красиво и излучает царственную гармонию: это чуть переспелые экзотические фрукты, томные цветы франжипани, подвяленные персики с шероховатой кожицей, немного припылённые и приправленные кориандром, тёплые и сладкие розы, лениво источающие свой аромат на жаре, густой гречишный мёд, изысканные белые цветы в медовой пыльце и совершенно фантастическая животно-мшистая база. Не покидает ощущение, что ко всему этому примешивается запах ухоженной, лоснящейся шерсти крупной хищницы семейства кошачьих. Как будто среди всего этого благолепия, нежась на солнышке, валяется пантера, и её шерсть пропитана благоуханием сладковато-землистых стеблей и пьянящих запахов тропического леса.
И да, вдыхая этот аромат, ты понимаешь, что это - стопроцентно Бриджит, и только она! Богиня среди богинь, и первая среди равных.
Вторая обожаемая мною до дрожи "шляпка" - загадочная Rose Cardin. Мистичный розно-древесный шипр из 90-х годов, настолько сюрреалистичный и непонятный, что в нём и розу-то не сразу разглядишь, и шляпку с разбегу не распознаешь.
Роза здесь драматичная и дикая, тёмно-бордовая, с почти чёрными переливами, бархатисто-пачулистая и мшистая. Сладость в ней сведена к минимуму, зато она окружена восхитительным лесным флёром: пачулями, мхами, рассыпавшимися в труху светящимися пнями и хвойной древесиной, и словно выросла под пологом сказочного леса: её настолько запрятали в глубину композиции, что необходимо забрести в самую гущу этого леса, чтобы её отыскать. И лес тут вовсе не светлый, не солнечный и не безопасный. Это не пушистая лесная полянка с ромашками, где напевают песенки Белоснежка и гномы, а мрачные дремучие леса из сказок братьев Гримм. И, пожалуй, это единственная роза, где я чувствую помимо всего прочего ещё и острейшие шипы.
По стилистике звучания она немного напоминает "офранцуженную" и облагороженную "Тайну" Новой Зари (если удалить из нее погребно-сырые мотивы и запахи влажной кладбищенской земли), а в базе похожа на классический Кориандр, Эксплозив и Палому.
Флакон - полнейший сюр, и очень соответствует космическим коллекциям Пьера Кардена. В его очертаниях угадывается силуэт девушки в фирменном карденовском пальто или "шипастых" геометричных платьях:
А крышка флакона напоминает одновременно и растительный шип, и готический архитектурный шип, и магический чёрный кристалл, и - при определённом ракурсе - остроконечный головной убор средневековой колдуньи или ведьмы.
Вот на этом фото ☝️ очень хорошо угадывается силуэт колдуньи, завернутой в плащ и спрятавшей лицо под шляпой (она представляет собой нечто среднее между цилиндром и конусообразным колпаком звездочёта).
Подобные шляпки и цветовые сочетания присутствовали и в коллекциях верхней одежды Кардена.
Да и цвет у этой розы вовсе не "розный": флакон ядовито-малиновый, а колпачок - сине-фиолетовый. Роза кажется насыщенной изнутри таинственным потусторонним светом: так светятся во тьме старые гнилые пни и пустынные болота, спрятанные клады и не существующий цвет папоротника. Ей как будто не нужен источник света, чтобы пламенеть в лесной чаще холодным таинственным огнём. Связь этой розы с ночным мраком и тьмой волшебных подземелий производители подчеркнули даже рекламой.
Много ли вы видели подобной парфюмерной рекламы в 90-е? Это вам не валяющиеся в обнимку с флаконами красотки, изображающие то сексуальный экстаз, то опиумную эйфорию. Здесь перед нами предстаёт цветок, подобный драгоценному кристаллу, выросший из подземелья, заставивший расступиться безжизненные камни и пробивший себе путь наверх. Это ли не ярчайший символ эмансипации, переживавшей расцвет во времена Кардена?
Поэтому-то данный аромат держался особняком даже в 90-е. Роза, превратившаяся в оружие и символ духовного роста и освобождения - это было нечто новое, немного шокирующее! В то время, как остальные производители словно под копирку использовали розу как устоявшийся символ женственности, игривого кокетства и соблазна.
Таков был и сам Пьер Карден: всё его творчество было устремлено к космосу и тайнам звёздного неба, а его коллекции "прокалывали" устроявшиеся стереотипы и прорезали путь к мировой славе подобно острому шипу дикой розы.
Что касается моей третьей ароматной шляпки, то в сравнении с предыдущими коллегами она смотрится весьма скромно и незамысловато. Я уже упоминал её в одном из предыдущих обзоров - это "Ночная Ибица" от итальянского обувного производителя Paola Ferri.
Она странная, вся эта ибицовая серия... Но тем интереснее её разгадывать и разнашивать. Начиная с названия этой парфюмерной трилогии - Ibiza Night, Ibiza Before, Ibiza After. Что имелось в виду под "Ибица До" и "Ибица После"? До и после сумасшедшей вечеринки? Или рассветная Ибица, предваряющая разгар солнечного дня, и она же на закате? Или то, что подразумевала Бриджит Бардо, когда отвечала на вопрос журналистов "что Вы больше всего любите?": "Рюмочку коньяка - до, и сигаретку - после."
Флаконы Ибицы очень миловидные, но... с едва заметными странностями. Каждый флакон выполнен в виде женской фигурки в элегантном декольтированном ретро-платье с открытой спиной и в шляпке. В таком наряде на Ибице можно делать только две вещи - неспешно прогуливаться по набережной, созерцая прибрежные красоты, и собирать восхищённые взгляды. Если присмотреться, то эти фигуристые стеклянные дамы словно находятся в неторопливом движении.
Однако, расцветка платьев совершенно не совпадает с их классическим покроем и буржуазным шиком: Ibiza After раскрашена в оттенки какого-то красного камуфляжа, Ibiza Night - в абстрактные цветовые принты с газетными надписями во всю спину, обычно используемые в уличной и подростковой моде, а платье Ibiza Before - целиком кружевное. В итоге ощущение, что художник знатно подтрунил над всей этой респектабельностью и солидностью.
По составу Ибиц тоже есть вопросики. Он везде указывается почти один и тот же, при этом крайне минималистичный: в составе Ibiza Night - жасмин, лимон, роза и пачули, Ibiza After - цитрусы, роза, жасмин и мускус, и Ibiza Before - жасмин, роза, древесные ноты и пачули.
Как, спрашивается, можно было создать такие не похожие друг на друга композиции, меняя всего лишь одну ноту в наборе? Ибо по факту красная Ибица пахнет алой помадно-ретровой розой, с оттенком цветущего шиповника (её звучание очень похоже на Versace Red Jeans), голубая Ибица - солёными лимончиками, то есть цветением цитрусовых деревьев, овеянных солоноватым морским бризом, а ночная Ибица - смесью пьянящего жасмина и кустовых роз, утопленных в хвое и древесной стружке, и запахом морского прибоя.
Шляпки у флаконов разные и каждая символизирует своё время суток на Ибице: красная - "плавящееся" закатное солнце, жёлтая - лучезарный восход, а синяя - ночь. Однажды это привело к забавному казусу: когда моя любимая подруга Лунная Орхидея, большая любительница котов и ароматов, покупала себе голубую Ибицу Before в местной парфюмерной забегаловке, продавцы по-своему расставили шляпки на витрине, и нахлобучили на её экземпляр синюю шляпку (так им казалось правильнее); и уже дома она выяснила, что шляпки перепутаны.
Все Ибицы звучат абсолютно не модно, не трендово и не клоново, что лично для меня - огромный жирный плюс. Все композиции выполнены в истинно итальянском вкусе и пронизаны истинно итальянским сибаритством, то есть "смакуют" жизнь в каждом её моменте и проявлении. А три прогуливающиеся дамы в шляпках - это символы ночной, утренней и закатной Ибицы, предстающей в разном ароматном обличье. Но моя самая любимая - это всё же Ночная Ибица, ибо здесь главенствуют и задают тон пачули. Благодаря им аромат обретает заманчивую глубину, и в композиционную канву вплетается дыхание тёплых, переливающихся ночных волн и запахи цветущего побережья, окутанные синей мантией южной ночи... Словно все дневные и утренние ароматы, царившие на курортном побережье, были растворены в чаше океана на исходе дня, и позже похищены самой Ночью, прогуливающейся по берегу в своей фешенебельной синей шляпке...