Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Сепарация – шаг на пути к личности

Оглавление

Что такое личность?

Современные технологии дают возможность искать информацию из множества источников. И вот только на одном сайте мы можем посмотреть сразу 56 определений «личности».

Обобщим и получим, что личность —

  • это система;
  • которая состоит из особенностей, черт, характеристик, представлений, установок, способов взаимодействия человека;
  • формируется в отношениях с другими людьми и миром;
  • проявляется в отношениях с другими людьми и миром.

Основные личностные механизмы

  • Рефлексия (кто я?)
  • Идентификация (кто мои люди?)
  • Социализация (как занять место среди моих людей?)
  • Персонификация (мое уникальное место в социальной группе)

Интересно, что эти механизмы могут работать и в обратном направлении.

Я нахожусь в каком-то пространстве с определенными людьми → мне нужно как-то вписаться в этот коллектив → Я становлюсь тем, кому будет место в этом обществе.

В таком варианте жизнь человека становится похожа на реагирующий механизм, где каждый шаг обусловлен запросом среды, а не собственной целью.

Надо учиться – пойду учиться.

Надо работать – найду работу.

Пора заводить семью – хорошо, как скажете.

Но личность ли это тогда?

https://youtu.be/i5EPepc4nVM?si=SgsatfZoA9ULGKSp
Видео с Игорем Угольниковым, которое завирусилось в последнее время.

И пусть, это актеры и постановка, но вопрос хороший.

А зачем?

С.Л. Рубинштейн писал о двух способах существования человека:

Рубинштейн Сергей Леонидович

советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, действительный член АПН РСФСР. Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». Первый советский психолог — лауреат Сталинской премии.
https://www.b17.ru/dic/rubinshteyn_sergey_leonidovich/

Первый, это отношение человека к отдельным явлениям жизни, но не к жизни в целом. В такой позиции человек является больше реактивной машиной, нежели личностью. Он может достаточно точно определять свои социально значимые роли, но затрудняться в определение личностно значимых характеристик.

Второй способ связан с появлением в жизни человека рефлексии, которая выводит за пределы мозаичного видения себя в социуме. Здесь у человека появляется возможность оценивать в себе личностно значимые качества, способность контролировать развитие собственной личности и собственное существование в мире.

Человек, личность которого сформировалась не полностью, не может сам управлять жизнью, отношениями, обстоятельствами, ставить цели, расставлять приоритеты. На жизнь и выборы такого человека постоянно влияют:

  • Изменение эмоционального состояния
  • Обстоятельства
  • Другие люди

Сформированная личность открывает возможность авторства своей жизни. Личность выстраивает свои приоритеты, делает свой выбор, ставит свои цели и идет к ним.

Если темперамент и задатки – дар, полученный при рождении, то личность есть вершинный уровень развития человека. Важнейшей частью этого развития является сепарация.

Что такое сепарация?

Сепарацией называется процесс отделения ребенка от родителей. Первый ее этап происходит еще при рождении, когда ребенок физически отделяется от матери.

С 4-6 месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир, понимать, что у него есть собственное тело, которым можно управлять.

Примерно с 1 года ребенок делает первые шаги и начинает осознавать, что необязательно постоянно находиться рядом с мамой.

Примерно с трех лет ребенок понимает собственное «Я». На этом этапе особое значение приобретает опыт сепарации, выражающийся не только отделением от образа матери, но и отстаиванием права на самостоятельное изучение мира вокруг, право на собственные границы.

«формируются границы, защищающие от того, чего не хочу и определенные навыки, чтобы добиться того, чего хочу»

В. Баскаков

Подростковый (переходный) возраст – самый непростой этап, на котором происходит половое созревание. Подросток начинает отстаивать собственное мнение, самоутверждаться, стремиться к самостоятельности во всем.

Начало самостоятельной жизни. Если девушка или юноша начинает работать, то переходит на самообеспечение и перестает материально зависеть от отца и матери. Учащиеся молодые люди ощущают зависимость от родителей, из-за чего завершение сепарации может затянуться.

В понимании процесса сепарации есть частое заблуждение

Переехал = сепарировался

На самом же деле, всё не так просто.

Сепарация имеет четыре составляющих:

  1. Эмоциональная – отсутствие чрезмерной потребности в родительском одобрении, эмоциональной поддержке.

Вы меняете наряд, потому что маме он не понравился – повод задуматься.

  • Конфликтологическая – отсутствие чувства вины, тревоги, недоверия, гнева в отношениях с родителями.

Ощущение всепоглощающего чувства вина за поездку с друзьями вместо просмотра телевизора с отцом – повод задуматься.

  • Ценностная – независимость от мнения, убеждения каждого из родителей.

Если вы отказываете себе в путешествиях, потому что это бесполезная трата денег (и это не вы так думаете, а кто-то сказал) – повод задуматься.

  • Функциональная – способность решать личные и практические дела без обращения за помощью к родителям.

Счета за коммуналку летят прямиком к маме? – повод ну выполняли.

Нет теста или опросника, который позволит определить, насколько успешно человек прошел сепарацию от родителей. Опираясь на механизмы личности, описанные выше, можно сказать, что пройденный процесс отделения позволяет дать истинно свои ответы на вопросы «кто я?», «чего я хочу?», ну и злополучное «а зачем?».

Процесс терапии позволяет отделить навязанное извне
и прийти к себе истинному.

Записаться можно по номеру

+7 906 151 68 91

WhatsApp, Telegram

Автор: Кристина Амирханова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru