Найти в Дзене
БесИстория | News

Комедия дель арте в творчестве Хасинто Бенавенте

Бродячие уличные театры могли себе позволить резкую сатиру и насмешку над богачами и буржуазным обществом в целом. Одной из форм такой злой насмешки стала комедия масок, о чем мы с вами сегодня и поговорим.

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @beshistory. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Комедия масок (комедия дель арте) – вид народных театральных постановок, в котором представления проходили на площади или улице. Сценария не предполагалось: актеры импровизировали по краткой схеме сюжета, содержащей только основные события.

Комедия дель арте возникла как жанр в Италии в 16 веке. Народный уличный театр противопоставлялся гуманистическому, а сатирические комедии – трагедиям. В этих пьесах маской является не столько физический предмет, закрывающий лицо, но социальная роль в целом: слуга, глупец, жадный старик и т. д.

-2

Существовало два набора масок (в соответствии с двумя независимыми друг от друга центрами зарождения жанра): венецианский (северный) и неаполитанский (южный). В северный входили маски Доктор, Арлекин, Панталоне и Бригелла; в южный – Тарталья, Пульчинелла, Скарамучча, Ковьелло. Маски Влюбленные, Капитан и Фантеска входили в оба набора. Всего за два века существования жанра использовалось более сотни таких масок. Актер в комедии дель арте всю жизнь играл одну-единственную роль. Уже пожилой человек мог играть молодого Бригеллу и наоборот: молодой актер – старого Панталоне. Сценарии в обычном понимании не существовали: это была просто схема основных событий. Жанр просуществовал до конца 18 века, но даже позже, в переработанном виде, использовался отдельными авторами. В жанр комедии масок можно включить, например, пьесу испанского драматурга 19-20 веков Бенавенте “Игра интересов”.

-3

Хасинто Бенавенте-и-Мартинес родился в 1866 году в семье богатого врача, чьими пациентами были известные люди того времени. Несмотря на то, что писатель принадлежал буржуазному обществу, он сочувствовал социалистам: в гражданской войне первоначально поддерживал Республику, был членом Общества друзей СССР, для которого написал пьесу “Святая Русь”.

Непонятно, был ли автор настолько далек от российских и советских реалий, или попросту издевался, но пьеса производит странное впечатление. В ней изображено общество русских эмигрантов в Лондоне начала 20 века. Они бесконечно спорят о революции, религии и возрождении человечества, но точку в споре ставит персонаж по имени Уладимиро Илиитч. Для создания ощущения полного абсурда автор заставляет персонажей играть на балалайке и гармошке, а затем петь Интернационал.

В комедии масок “Игра интересов” автор точно издевается над всеми подряд: купцами, слугами, каторжниками, “уважаемыми людьми”, и, в первую очередь, честными романтиками.

Содержание пьесы состоит в том, что мошенники Леандро и Криспин манипулируют богатым горожанином Полишинелем, вынуждая его выдать свою дочь Сильвию за Леандро, заодно щедро отсыпав приданого. Как оказалось, честный, обеспеченный и благородный Полишинель – бывший каторжник и убийца, который нажил состояние, устраняя своих многочисленных жен.

Леандро и Криспин должны деньги или ответные услуги всем персонажам: Трактирщику, Панталону, донье Сирене. Обманутые Капитан и Арлекин тоже не заинтересованы в наказании мошенников, так как активно помогали им, и не хотят, чтобы это стало известно. В конце концов, все персонажи, включая Сильвию, заставляют Полишинеля согласиться на свадьбу. Доктору (доктору права, судье) банально дают взятку. Это один из самых комичных персонажей, способный произносить длинные речи, оправдывающее что угодно. Видимо, Бенавенте вложил в образ Доктора всю ненависть к юридическому факультету, на котором ему пришлось учиться по настоянию отца.

Автор начинает иронизировать над зрителем уже в прологе, говоря: “Вы скоро убедитесь, что в этой комедии происходит то, чего на самом деле никогда не случается, и что действующие лица вовсе не похожи на настоящих мужчин и женщин”. Атмосфера пьесы насыщена цинизмом, чего стоят только такие фразы: “Мир держится на купле-продаже” и “Чтобы подняться, всякая лестница сгодится”.

-4

Словом, по творчеству и поступкам Бенавенте сложно сказать, что он был социалистом, учитывая его поддержку режима Франко. Каурильо (вождь) пришел к власти в 1939 году. Источники по-разному рассказывают о судьбе писателя после этого события. Кто-то пишет, что он уехал в Аргентину и позже добровольно вернулся, признав франкизм; кто-то говорит, что Бенавенте находился в Испании и был схвачен. Неизвестно, что с ним происходило после похищения, но факт есть факт – он оказался лоялен военной диктатуре.

Всего драматург создал 172 пьесы, которые принесли ему славу и даже Нобелевскую премию. Примечательно, что нобелевку получил он, а не Гарсиа Лорка. Критики связывают это с тем, что пьесы Бенавенте были более легки для постановки, чем трагедии Лорки или драмы дель Валье Инклана, а значит, оказали большее воздействие на развитие театрального искусства. Как бы то ни было, Бенавенте-и-Мартинес оставался известнейшим драматургом Испании в течение пятидесяти лет.

Автор статьи: Татьяна Поденкова

________________________________________________________________________

Подпишитесь на наш телеграмм! HOT NEWS и не только!

БесИстория | News

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент