Найти тему
БесИстория | News

Экономическое пике: перекроют ли хуситы мировую торговлю?

Оглавление

12 января в 2:30 утра ВМС Великобритании и Соединённых Штатов Америки атаковали объекты на территории Йемена, контролируемые группировкой повстанцев-хуситов — боевым объединением шиитов-зейдистов, поднявшим восстание против действующей власти в государстве Йемен. Позднее были предприняты еще несколько совместных ударов по целям в Йемене.

Эта поистине беспрецедентная операция должна была послужить предупреждением хуситам о том, что мировые державы не потерпят атак на мирные торговые суда, которые проходят как раз вдоль побережья Йемена, занятого группировкой. Поговорим о том, почему хуситы начали блокировать торговое судоходство в Красном море.

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @beshistory. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Начало конфликта

После начала полномасштабной наземной военной операции ЦАХАЛ в Газе лидер движения «Ансар Аллах» (хуситов) Абдул-Малик Аль-Хуси объявил, что вся группировка присоединяется к борьбе ХАМАС против Израиля на стороне первых. С территории Йемена, контролируемой хуситами, полетели беспилотники и ракеты, однако сколь стратегически значимого успеха они не достигли, будучи сбитыми американским флотом и ПВО Израиля ещё на подлёте к стране. Тогда движение приняло решение атаковать все торговые суда в Красном море, связанные с Израилем. Это дало бы хуситам возможность перекрыть денежный и товаропоток в Израиль, что могло бы в теории ослабить ЦАХАЛ, снизить интенсивность боёв или даже принудить Израиль к остановке боевых действий и мирным переговорам.

-2

Однако вышло нечто принципиально иное

Израиль поддерживается напрямую Штатами, поэтому проблем с деньгами и вооружением у него не предвидится. Зато в мировой экономике и логистике начались проблемы, а также флот США был вынужден рассредоточиться по всему Ближнему Востоку. Плохо ли это и кому это выгодно?

Экономика

Красное море для мирового судоходства — нереальная экономия компаний-перевозчиков. Путь в обход Африки был долгим и дорогим, а канал сократил его на тысячи километров. Но самые крупные судоходные компании — швейцарская Mediterranean Shipping Company S.A. (MSC), датская A.P. Moller-Maersk Group, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd, — на чью долю приходится примерно 50% от всех мировых контейнерных перевозок, были вынуждены приостановить свою деятельность в этом регионе и отправлять суда в обход Африканского континента, чего не было со времён открытия в Египте Суэцкого канала 17 ноября 1869 года.

Краткое описание судоходных гигантов
Краткое описание судоходных гигантов

Издержки следующие (по пунктам):

  • Время и стоимость отправки в обход Суэцкого канала судов обходятся компаниям дорого: примерно в 2 лишних недели и миллионы долларов расходов на топливо и страхование кораблей, без которого судоходство крупных компаний в современном мире не осуществляется (про теневые флотилии не говорим).
  • Египет теряет один из наиболее прибыльных «предприятий» — пошлину за проход по Суэцкому каналу. Страна лишилась примерно 40-50% дохода от него.
  • Сложности в логистике всегда ведут к тотальному подорожанию товаров, зависящих от перевозок по морю.
  • Нецелесообразные военные расходы для США и союзников — об этом в пункте ниже.
-4

Военный аспект

Есть несколько важных моментов выгодного положения хуситов в данном противостоянии, и на них хочется акцентировать особое внимание.

1) В Красном море есть два наиболее узких места: собственно, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив. Последний особенно интересен тем, что находится как раз в районе влияния хуситов. Учитывая самое узкое место пролива — 26 км — выходит, что он полностью контролируется группировкой. А каким именно образом они контролируют пролив?

USS Dwight D. Eisenhower
USS Dwight D. Eisenhower

У хуситов крайне мало авиации, однако ракет и беспилотников в избытке. Большинство аналитиков и разведок мира сходятся во мнении, что это обусловлено их поддержкой со стороны Ирана, причем и финансовой, и тактической (военными инструкторами Корпуса стражей Исламской революции), и технической (те самые ракеты, беспилотники и запчасти для них). Более того, Иран, будучи много десятилетий в постоянном санкционном давлении и изоляции, научился собирать очень недорогие, но эффективные боевые машины буквально из сподручных средств. Из-за чего хуситы могут запускать их в почти неограниченном количестве по торговым и военным судам союзников, тем самым полностью контролируя происходящее в Баб-эль-Мандебском проливе.

3D-модель иранского дрона Shahed 136
3D-модель иранского дрона Shahed 136

2) Этот пункт вытекает из предыдущего. Стоимость одного иранского дрона — примерно 20-30 тысяч долларов, в то время как ракеты систем ПВО / ПРО стоят многие десятки, а то и сотни тысяч. Учитывая сами комплексы, стоящие миллионы и миллиарды, запуск десятка дронов компенсирует затраченные на их поражение средств защиты.

3) Концентрация флота США и союзников в Красном море для защиты транспортных судов. Штаты в данный момент вынуждены смотреть на несколько фронтов своих интересов: Украину, Израиль и Тайвань. И любое переключение этого внимания грозит полным или частичным лишением контроля над ситуаций в любом из перечисленных мест: меньшей поддержкой Украины, что уже наблюдается, ослаблением контроля над Израильской операцией в Газе или внезапным ослаблением поддержки Тайваня, из-за чего КНР, почуяв слабость последнего, может предпринять силовой сценарий захвата острова. Да, США — сильная экономика, доллар всё ещё достаточно силён. Однако ресурсы любой страны не вечны — Штаты не станут исключением. Чем-то придется жертвовать.

-7

4) Любая атака на скопление целей ведёт к печальным последствиям для этого скопления. «Убить двух зайцев одним выстрелом» — так можно описать военный конвой торговых кораблей флотом США и союзников. Одна ракета или один беспилотник сможет нанести урон (в случае попадания) сразу нескольким судам. А это серьезный экономический и военный вызов.

Решить проблему хуситов теоретически может полномасштабная военная операция не только в воздухе, но и на земле. Однако здесь всё тоже не так гладко, и здесь сказался опыт Штатов в Ираке, Афганистане и даже Вьетнаме. Никто не хочет новой гибели военнослужащих, и особенно из-за предстоящих выборов — слишком высоки риски и репутационные издержки, а также стоимость предприятия с непредсказуемым результатом. Даже прошедшие удары существенного урона хуситам не нанесли — они плавно растянули свои силы по всему району своего господства. Вторжение на суше приведет лишь к партизанской войне — эдакий Афганистан 2.0. Зачем это надо?

Запуск "Томагавка"
Запуск "Томагавка"

Итог

Решить проблему хуситов можно либо с применением силы, либо посредством дипломатии. Дипломатический путь, по некоторым данным, был использован и не увенчался успехом, поскольку Штаты по неофициальным каналам пытались договориться с Тегераном о прекращении нападений, но Иран открещивается, заявляя, что не имеет ни влияния на хуситов, ни отношения к ним. Остаётся военный — подавить хуситов бомбардировками ВМС и ВВС США и союзников. Что они и делают сейчас.

А к чему это приведёт — узнаем в будущем.

Автор статьи: Алексей Селезнёв

________________________________________________________________________

Подпишитесь на наш телеграмм! HOT NEWS и не только!

БесИстория | News

________________________________________________________________________

Читайте также:

________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент