Найти тему

В Самару! Местные особенности празднования Ивана Купалы и постановление ЦК КПСС, возродившее загородный скит самарского архиепископа

С приездом в 1866-м году на самарскую кафедру епископа Герасима (Добросердова) в епархии началось активное строительство.

Архиепископ Самарский и Сызранский Герасим (Добросердов)
Архиепископ Самарский и Сызранский Герасим (Добросердов)

В 1869-м открылась домовая Введенская церковь при епархиальном женском училище (сейчас – швейная фабрика «Звезда»), возведенная на личные средства Владыки, домовая церковь Николаевского сиротского дома (на территории Станкозавода напротив Струковского сада), был заложен кафедральный собор . Первым же строительным начинанием нового епископа стал архиерейский скит-киновия в восьми верстах от города вверх по Волге.

Ново-Вокзальная, 178
Ново-Вокзальная, 178

Землю для уединенного проживания монахов-отшельников приобрели с торгов на имя протоиерея Кроткова, ставшего настоятелем киновии, к купленному участку вскоре «прирезано было 10 десятин в вечное владение архиерейскому дому» в дар от города.

Фасады восстановленной трапезной, ставшей храмом, решены в традиционном для храмовых сооружений Самары русско-кирпичном стиле
Фасады восстановленной трапезной, ставшей храмом, решены в традиционном для храмовых сооружений Самары русско-кирпичном стиле

К 1867-му году на территории скита находились яблоневый и грушевый сады, огород, луг, озеро и два источника с колодцами. Тогда же поднялись однопрестольная деревянная церковь во имя Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (освященная 17 октября 1867-го года), три братских флигеля, братская трапезная с кухней и пятью кельями.

Входы оформлены портиками с каннелированными в нижней части круглыми колоннами, массивным профилированным антаблементом и треугольными фронтонами
Входы оформлены портиками с каннелированными в нижней части круглыми колоннами, массивным профилированным антаблементом и треугольными фронтонами

Проживали в скиту 5 монахов и 10 послушников, летом компанию им составлял сам архиепископ – для него был возведен отдельный дом, и как писали «Самарские епархиальные ведомости», «Преосвященный архипастырь проводит лето в этом уединенном и живописном месте, откуда открывается прекрасный вид на город, на Жигулевские горы и на необозримое пространство широко раскинувшейся Волги»

Над портиком главного входа - надвратная икона Спаса Нерукотворного
Над портиком главного входа - надвратная икона Спаса Нерукотворного

Уединенной жизнь в скиту не была, так как в райский уголок наведывались и миряне. Массовый наплыв горожан ожидаемо происходил в день летнего солнцестояния, на который приходилось празднование Ивана Купалы, совпадающего с праздником Рождества Иоанна Предтечи.

 «Самарские епархиальные ведомости» (№20, 1879г.) В этом номере протоиерей Дмитрий Орлов подробно описал строения скита, фруктовый сад и озеро.
«Самарские епархиальные ведомости» (№20, 1879г.) В этом номере протоиерей Дмитрий Орлов подробно описал строения скита, фруктовый сад и озеро.

Как писал в своей краеведческой картотеке краевед Константин Головкин, «В скиту деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, престольный праздник какового празднуется 24 июня (Ивана Купала). В 80-х годах мне пришлось наблюдать этот день в скиту. Еще накануне, к вечеру, из города тянулись, кто пешком, кто на телегах и дрожках, в скит «богомольцы» с самоварами, узлами и корзинами. Прибыв на место, горожане располагались по всей площади скитских владений, кто в лесу, кто на опушке, или на полянках. Всюду зажигались костры, кипят самовары, кругом шум и говор. Монахи под специальным навесом греют для желающих в больших котлах воду для чая. Наступает ночь под Ивана Купала. Многие не спят всю ночь, гуляют и спускаются на берег Волги... Рано утром все оживает и пополняется новыми и новыми приезжими и приходящими из города. Многие уже навеселе. Часть толпы идет в церковь и слушает обедню. Церковь убрана зеленью, цветами и пол ее устлан благоухающей свежей травой. Слышится веселый и радостный звон колоколов».

"Ночь накануне Ивана Купала"
"Ночь накануне Ивана Купала"

Поиски горожанами цветка папоротника, сбор магических трав, ритуальные обряды с водой и прыжки через костер Константин Павлович не описывал. Зато сообщал, что часть «отдыхающих» весь день употребляла «крепкий чай» и итог отдыха был закономерен: «весь день до поздних сумерек наслаждаются «богомольцы» лоном природы, но вот и конец...многих увозят домой, взвалив на телеги в состоянии безгласных тел»

Оконные проемы решены по типу вписанного в прямоугольник арочного "брамантова окна", фриз украшен профилированным поясом с сухариками
Оконные проемы решены по типу вписанного в прямоугольник арочного "брамантова окна", фриз украшен профилированным поясом с сухариками

«Вечное владение» отданной скиту территории в 1917-м закончилось. Что стало после революции с насельниками, сведений нет, а в самой бывшей киновии разместилась детская трудовая колония. Строения без ремонта начали ветшать и разрушаться, фруктовые деревья в садах пустили на дрова, кладбище уничтожили, озеро засыпали и бывший архиерейский скит исчез с лица земли и из памяти новых поколений горожан.

Фасад со стороны ул. Ново-Вокзальной
Фасад со стороны ул. Ново-Вокзальной

По генеральному плану 1937-го года «Большой Куйбышев» приволжская территория на месте бывшего монастыря отводилась под дачи, больницы, дома отдыха и пионерские лагеря. Конец полувековой тихой и размеренной садово-дачной жизни и одновременно первый шаг к возрождению обители дало знаменитое постановление ЦК КПСС от 17 апреля 1986-го года «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране», согласно которому каждая семья должна была иметь отдельную квартиру или дом к 2000-му году. Поскольку в Куйбышеве в то время строились микрорайоны «Ипподром» и «Метеоцентр», решено было продолжить градостроительный вектор в сторону Волги.

Надвратная башня со звонницей
Надвратная башня со звонницей

Приступили к прокладке улиц и – о чудо! - по ходу будущей дороги обнаружились остатки скита, а именно – каменное здание бывшей трапезной с кельями! Дорогу в итоге перенесли, историческое здание таким образом сохранили, а собрание жителей нового микрорайона 30 июня 1991- го года приняло единодушное решение о восстановлении прихода бывшей церкви.

Росписи интерьеров церкви выполнены на библейские сюжеты
Росписи интерьеров церкви выполнены на библейские сюжеты

Горисполком в том же году передал здание общине и, следуя традиции былых времен, выделил земельный участок. Территорию, естественно, нарезали не столь щедро, как 150 лет назад – всего 0,9 га.

"исторический островок" в позднесоветских микрорайонах
"исторический островок" в позднесоветских микрорайонах

Самарский архитектор Михаил Федоров разработал проект реконструкции бывшей трапезной, в 1992-м году строительные работы завершились, и небольшой нарядный краснокирпичный с белым декором храм, решенный в неорусской стилистике, соответствующей почтенному полуторавековому возрасту строения, принял местных прихожан.

Духовный центр при храме с православной школой
Духовный центр при храме с православной школой

Спустя несколько лет пейзаж улицы дополнился надвратной колокольней, так же на отведенной территории началось строительство духовного центра с православной школой.

-14

В настоящее время решается вопрос о возведении на территории бывшего скита нового грандиозного Иоанно-Предтеченского храма – высотой 44м и общей площадью 9,6 тысяч кв.м. По итогам публичных слушаний, большинство горожан идею поддерживает.

-15

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете