Найти тему
SMEKAY

Запомнить всё: как устроена память?

Оглавление

В современном мире необходимо помнить много всего: от списка задач до дней рождения друзей. Однако это получается, увы, не всегда. Чтобы правильно запоминать информацию и улучшать показатели памяти, попробуем разобраться, как она работает, и узнаем, почему иногда что-то запомнить совсем не получается.

Память – важный познавательный процесс, благодаря которому мы способны удерживать в сознании информацию о прошлых явлениях и событиях, сравнивать их с нынешними, принимать на основе всего этого решения, действовать и прогнозировать будущее.

Зачем нам память: структура и функции

Принято выделять несколько самостоятельных процессов и соответствующих им функций памяти: сохранение, воспроизведение, забывание, запоминание и узнавание.

  • Сохранение – процесс удержания информации, её переработки и преобразования. На этом этапе обрабатываются не только знания, умения и навыки, но и любые личностные изменения (переживания, отношения, интересы и т.п.).
  • Воспроизведение – процесс, при котором в оперативную память переводится информация ранее закреплённая в долговременной. Это проявляется в форме узнавания, собственного воспроизведения или же припоминания.
  • Забывание – процесс освобождения памяти от ненужного жизненного опыта. Обычно забывается то, что не отвечает существенным потребностям человека и не актуализируется в контексте решаемых им задач.
  • Запоминание – это процесс фиксирования любой информации в памяти. Информация может представлять собой что угодно: ощущения, субъективные образы, мысли, эмоциональные переживания, движения, практические действия и общение. Человек способен сознательно фиксировать определённую информацию в памяти, например, заучивать стихотворения или правила дорожного движения. В этом случае память приобретает характер сознательного запоминания. Самой важной особенностью запоминания является его избирательность – далеко не вся информация подлежит фиксированию в памяти.
-2

Какие бывают виды памяти?

  • Оперативная память – поверхностная и небольшая по объему. Там сохраняется всё, что необходимо для выполнения текущих действий.
  • Сенсорная память – один из самых первых видов памяти. Информация здесь хранится не долго и проста по содержанию. Длительность сохранения информации в таком случае обычно не превышает четырех секунд. Благодаря сенсорной памяти мы можем воспринимать окружающий мир не как скопление отдельных «пятен» и «сигналов», а как целостную картину.
  • Кратковременная память – первая часть обработки входящей информации для длительного хранения. Здесь сведения хранятся не больше тридцати секунд; именно такое время необходимо мозгу, чтобы изучить поступившие данные, определить степень их необходимости и пустить в обработку.
  • Долговременная память – своеобразный «жёсткий диск» в человеческом мозге. Большой по объёму отдел, где содержится информацию, предназначенная для длительного или бессрочного хранения.
  • Образная память – здесь хранится самая большая часть того, что мы запоминаем. Образы сохраняются с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания и вкусовых рецепторов.
  • Моторная (или же двигательная) память – вид памяти, который способствует выработке письменного навыка, игре на музыкальных инструментах, спортивным занятиям и даже способности ходить.
  • Эмоциональная память – вид памяти, основанный на эмоциях. Благодаря ей какая-то незначительная деталь из прошлого может вызвать яркие эмоции и заставить пережить их в настоящем.
  • Словесно-логическая память – вид памяти, который считается свойственным исключительно человеку. Тем не менее некоторые животные способны запоминать слова, однако для них они – просто сочетание звуков, связанные с каким-либо сенсорным образом – зрительным, слуховым, вкусовым и др. Человек способен запоминать слова на более высоком уровне – абстрактно-смысловом.

В зависимости от целей деятельности память подразделяется на произвольную и непроизвольную.

  • Произвольная память связана с осознанной целью запомнить и требует волевых усилий, предполагает постановку человеком мнемической задачи, то есть задачи на запоминание, осуществление каких-либо мнемических действий и приемов.
  • Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели что-либо запомнить или вспомнить.

По степени осмысления запоминаемого материала память разделяется на механическую и смысловую:

  • Механическая память осуществляется как простая функция повторения без установления ассоциативных и смысловых связей.
  • Смысловая память предполагает установление в запоминании смысловых связей между понятиями.

Как помнить больше?

Почему кто-то может помнить мелкие детали событий из прошлого, а кому-то сложно вспомнить, зачем он зашел на кухню? Потому что у этих людей по-разному развиты навыки запоминания информации! Чтобы стать человеком с отличной памятью и помнить все самое важное, нужно правильно организовать процесс запоминания.

Предлагаем несколько техник, которые помогут вам в этом:

-3
  • Ассоциации

Чтобы необходимая информация быстрее запомнилась, используйте уже известные вам образы. Например, чтобы запомнить имя новой коллеги Маргариты, можно ассоциировать её с героиней книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

  • Дробление и группировка

Запоминайте большие числа по группам, сортируйте информацию на небольшие части – так, вы быстрее и легче запомните необходимую информацию.

Например, чтобы не забыть ничего из списка дел, попробуйте сгруппировать задачи по месту действия («дом», «работа», «магазин»), по времени или по людям, с которыми вы будете взаимодействовать в решении этих дел.

  • Рифмы

Знакомо ли вам предложение «Биссектриса – это крыса, она ходит по углам и делит угол пополам»? Или может быть «Пифагоровы штаны во все стороны равны»? Эти забавные стишки используют учителя математики, чтобы помочь ученикам запомнить теоремы. Попробуйте использовать этот метод и в обычной жизни!

Научится этим и другим техникам долговременного запоминания в короткие сроки можно на курсе «Развитие памяти» в центре SMEKAY.

г. Екатеринбург, ул.Сурикова, 50.
тел: +7 (343) 206-42-24