«Мастер и Маргарита», пожалуй, самый загадочный роман в истории литературы. В нем мистикой пропитано всё - сюжет, события, герои и даже интерьеры.
Взять, к примеру, нехорошую квартиру № 50 в доме на ул. Садовой, в которой останавливается Воланд со своей свитой во время визита в Москву. Обстановка помещения описана в романе не очень подробно, но поясняется, что в квартире пять комнат, кухня и прихожая. Интерьер квартиры Воланда из романа «Мастер и Маргарита» говорит о таинственности, изысканности и аристократичности его хозяина. Квартира описывается как обставленная с большим вкусом, с использованием дорогих материалов и предметов искусства. Интерьер отражает мрачную и загадочную натуру Воланда, создавая атмосферу мистики и притягательности.
«Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием...А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова».
Кстати, о каминах. Камин в квартире, где жил Воланд, символизирует власть и разрушение. Чаще всего именно рядом с камином Воланд и его компания совершают свои злодеяния. Он также представляет собой символ греха и сатанизма, отождествляя Воланда с дьяволом. Камин также может символизировать адское пламя и испытание, которому подвергаются герои романа.
О роскошной обстановке в месте проживания Воланда и его свиты говорят отдельные предметы интерьера – массивное зеркало, необъятный низкий диван с разбросанными по нему подушками, пуф, сервировочный столик.
Совсем иная обстановка описывается в квартире № 47 дома № 13, куда поэт Иван Бездомный отправился на поиски Воланда.
«В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз…»
Еще мрачнее представлен интерьер ванной комнаты и кухни: «На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали».
Не менее интересно описание места обитания Мастера – двух комнат в подвале маленького домика вблизи Арбата с красной потертой мебелью, бюро с часами и огромным количеством книг, которые занимают все пространство - от крашеного пола до закопчённого потолка и печка.
«… вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате – громадная комната, четырнадцать метров, – книги, книги и печка..."
Изображая место, где находился мастер, Булгаков возможно хотел показать полную изоляцию и отчуждение писателя. Ведь именно в подвале Мастер прячется от внешнего мира, от своих разочарований и полностью отдаётся искусству и творчеству. Это помещение также может быть интерпретировано как метафора, олицетворяющая подсознание Мастера, ведь именно здесь он ищет ответы на свои вопросы и размышляет о смысле жизни и искусстве.
После встречи с Маргаритой, интерьер подвала меняется - в нем появляется бархатная скатерть, лампа с абажуром, вазочка с ландышами и другие милые женские вещички.
А когда он возвращается в подвал вместе со своей возлюбленной уже после встречи с Воландом, обстановка в доме и вовсе становится совершенно другой. Герой перестает быть замкнутым и угнетенным, теперь его окружает аура любви и счастья. Это отражается в интерьере: стены, ранее покрытые плесенью и загрязнениями, теперь светятся от тепла и света, проникающих изнутри Мастера. Грязный и пыльный пол становится чистым и блестящим. Воздух наполняется ароматом цветов, атмосферой радости.
Изменения чувствуют и бывшие жильцы подвала - они ощущают, что произошло что-то прекрасное и теперь их жизнь будет светлее и лучше. Они становятся более дружелюбными, отзывчивыми и заботливыми друг к другу. Обстановка начинает напоминать некое святилище, где каждый ощущает силу любви, исцеления и надежды.
Маргарита Николаевна вместе со своим мужем живет в роскошной квартире, «которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей». Она занимает весь верхний этаж особняка в готическом стиле с отдельным садом. В спальне с «пунцовыми шторами» героиня романа расчесывала волосы перед тройным зеркалом. Интерьер комнат олицетворяет утонченный вкус, изысканность, богатство и благополучие.
Считается, что многие места, описанные в книге, существовали в реальности. Прообраз «нехорошей квартиры» - дом 302-бис, десятый дом на Большой Садовой. Именно здесь проживали Михаил Булгаков и его жена после переезда в столицу. Здание 1903 года постройки в советские годы превратилось в коммуналку. Квартира № 50 располагается на верхнем этаже 6 подъезда, на 5-м же находится квартира Аннушки, а под лестницей первого этажа можно найти каморку, в которой прятался дядя Берлиоза. Сейчас в этой квартире располагается музей писателя.
Существует версия, что прототипом особняка Маргариты стали сразу несколько похожих по описанию зданий – особняк Ивана Коровина в Малом Василевском переулке, Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, Льва Кекушева на Остоженке, Дом архитектора Соловьева, особняк Степана Рябушинского (ул. Малая Никитская). Возможно, Булгаков намеренно запутал читателя, чтобы внести в свое произведение дополнительную мистику.
Чтобы не пропустить другие полезные и интересные материалы добавляйте сайт https://kozinadesign.ru/ в закладки, а также подписывайтесь на мою страничку в https://t.me/kozinainterior и https://dzen.ru/prodizain и https://vk.com/vikakozina.
Заказать дизайн-проект любого помещения можно через WhatsApp по номеру телефона +79064106055