Найти тему
Сидорова козЪя

Где на самом деле жила булгаковская Маргарита и испортил ли ее на самом деле квартирный вопрос?

... самый страшный гнев, гнев бессилия.
... самый страшный гнев, гнев бессилия.

«Мастер и Маргарита», пожалуй, самый загадочный роман в истории литературы. В нем мистикой пропитано всё - сюжет, события, герои и даже интерьеры.
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Взять, к примеру, нехорошую квартиру № 50 в доме на ул. Садовой, в которой останавливается Воланд со своей свитой во время визита в Москву. Обстановка помещения описана в романе не очень подробно, но поясняется, что в квартире пять комнат, кухня и прихожая. Интерьер квартиры Воланда из романа «Мастер и Маргарита» говорит о таинственности, изысканности и аристократичности его хозяина. Квартира описывается как обставленная с большим вкусом, с использованием дорогих материалов и предметов искусства. Интерьер отражает мрачную и загадочную натуру Воланда, создавая атмосферу мистики и притягательности.

… так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
… так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

«Вся большая и полутемная передняя была загромождена необычными предметами и одеянием...А на оленьих рогах висели береты с орлиными перьями. В старинном громадном камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова».

Кстати, о каминах. Камин в квартире, где жил Воланд, символизирует власть и разрушение. Чаще всего именно рядом с камином Воланд и его компания совершают свои злодеяния. Он также представляет собой символ греха и сатанизма, отождествляя Воланда с дьяволом. Камин также может символизировать адское пламя и испытание, которому подвергаются герои романа.

Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.
Слушай беззвучие, слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной.

О роскошной обстановке в месте проживания Воланда и его свиты говорят отдельные предметы интерьера – массивное зеркало, необъятный низкий диван с разбросанными по нему подушками, пуф, сервировочный столик.

Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

Совсем иная обстановка описывается в квартире № 47 дома № 13, куда поэт Иван Бездомный отправился на поиски Воланда.

«В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз…»

Еще мрачнее представлен интерьер ванной комнаты и кухни: «На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали».

Ну, что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Ну, что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Не менее интересно описание места обитания Мастера – двух комнат в подвале маленького домика вблизи Арбата с красной потертой мебелью, бюро с часами и огромным количеством книг, которые занимают все пространство - от крашеного пола до закопчённого потолка и печка.

«… вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате – громадная комната, четырнадцать метров, – книги, книги и печка..."

Изображая место, где находился мастер, Булгаков возможно хотел показать полную изоляцию и отчуждение писателя. Ведь именно в подвале Мастер прячется от внешнего мира, от своих разочарований и полностью отдаётся искусству и творчеству. Это помещение также может быть интерпретировано как метафора, олицетворяющая подсознание Мастера, ведь именно здесь он ищет ответы на свои вопросы и размышляет о смысле жизни и искусстве.

После встречи с Маргаритой, интерьер подвала меняется - в нем появляется бархатная скатерть, лампа с абажуром, вазочка с ландышами и другие милые женские вещички.

Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

А когда он возвращается в подвал вместе со своей возлюбленной уже после встречи с Воландом, обстановка в доме и вовсе становится совершенно другой. Герой перестает быть замкнутым и угнетенным, теперь его окружает аура любви и счастья. Это отражается в интерьере: стены, ранее покрытые плесенью и загрязнениями, теперь светятся от тепла и света, проникающих изнутри Мастера. Грязный и пыльный пол становится чистым и блестящим. Воздух наполняется ароматом цветов, атмосферой радости.

И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Изменения чувствуют и бывшие жильцы подвала - они ощущают, что произошло что-то прекрасное и теперь их жизнь будет светлее и лучше. Они становятся более дружелюбными, отзывчивыми и заботливыми друг к другу. Обстановка начинает напоминать некое святилище, где каждый ощущает силу любви, исцеления и надежды.

Все будет правильно, на этом построен мир.
Все будет правильно, на этом построен мир.

Маргарита Николаевна вместе со своим мужем живет в роскошной квартире, «которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей». Она занимает весь верхний этаж особняка в готическом стиле с отдельным садом. В спальне с «пунцовыми шторами» героиня романа расчесывала волосы перед тройным зеркалом. Интерьер комнат олицетворяет утонченный вкус, изысканность, богатство и благополучие.

Считается, что многие места, описанные в книге, существовали в реальности. Прообраз «нехорошей квартиры» - дом 302-бис, десятый дом на Большой Садовой. Именно здесь проживали Михаил Булгаков и его жена после переезда в столицу. Здание 1903 года постройки в советские годы превратилось в коммуналку. Квартира № 50 располагается на верхнем этаже 6 подъезда, на 5-м же находится квартира Аннушки, а под лестницей первого этажа можно найти каморку, в которой прятался дядя Берлиоза. Сейчас в этой квартире располагается музей писателя.

Десятый дом на Большой Садовой. Фото из открытых источников интернета.
Десятый дом на Большой Садовой. Фото из открытых источников интернета.

Существует версия, что прототипом особняка Маргариты стали сразу несколько похожих по описанию зданий – особняк Ивана Коровина в Малом Василевском переулке, Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, Льва Кекушева на Остоженке, Дом архитектора Соловьева, особняк Степана Рябушинского (ул. Малая Никитская). Возможно, Булгаков намеренно запутал читателя, чтобы внести в свое произведение дополнительную мистику.

Особняк Рябушкина
Особняк Рябушкина

Чтобы не пропустить другие полезные и интересные материалы добавляйте сайт https://kozinadesign.ru/ в закладки, а также подписывайтесь на мою страничку в https://t.me/kozinainterior и https://dzen.ru/prodizain и https://vk.com/vikakozina.

Заказать дизайн-проект любого помещения можно через WhatsApp по номеру телефона +79064106055