Саамы (самоназвание) или лопари/ лопь, как их всегда называли славяне, совсем не похожи на другие коренные народы Севера, так как они не монголоиды:
Саамы не были географически и культурно изолированы от других народов в течение всей нынешней эры, в отличие от чукчей, ненцев, юкагиров, коряков, алеутов, индейских племён, с которыми европейцы познакомились уже после образования национальных государств. Они жили в одной географической области с новгородцами ещё до создания единого Русского государства, последние их как раз и называли лопарями, а страну их Лапландией. В Скандинавии и на Кольском п-ве соседствовали с норвежцами, финнами, карелами, поморами и т.д. Поэтому они давно включены в систему товарных отношений, и их уклад жизни не был разрушен денежной экономикой. Но своего государства у них никогда не было, так как вплоть до разделения всех территорий между северными странами, саамы существовали в территориальных общинах.
Но кочевое оленеводство саамов исчезло уже почти сто лет назад. Повсеместно саамы получают преференции в ведении рыболовства, и для них это большое подспорье, так как в большинстве мест их проживания водится сёмга – деликатесный лосось с высоким ценником.
Интересно, что саамы настолько погружены в европейские дела, что и сами уже в 19 веке участвовали в научных экспедициях, где велись в том числе этнографические наблюдения. Например, всемирно известный полярник Фритьоф Нансен взял двух саамов Равну и Балто в свою экспедицию, по которой написал книгу «На лыжах через Гренландию». В этом путешествии, которое продлилось почти год, команда не только пересекла ледяной остров с Востока на Запад, но ещё и всю зиму провела в общинах эскимосов, которых Нансен также описал. На фото саамов не сложно будет идентифицировать среди норвежцев по одежде:
Равна и Балто должны были ухаживать за оленями, которые бы тащили нарты с грузом экспедиции, но животных взять не удалось, поэтому саамы были рядовыми членами команды. Правда, на удивление именно они не были готовы к трудностям перехода через ледовый щит гренландии. В отличие от норвежских офицеров и спортсменов, готовых положить жизнь на достижение неизведанных земель, оленеводы не видели смысла так рисковать жизнью.
Гренландские эскимосы, которых Нансен и его команда изучали в течение полугода, проявляли к саамам особенный интерес. Нордических европейцев эскимосы знали ещё со времён поселений викинга Эрика Рыжего в Гренландии (11 век) и постоянно наблюдали в датской колонии на западном берегу острова, где к концу 19 века активно развивалась торговля. А вот лопарей эскимосы не видели никогда, и потому с большим интересом рассматривали Равну и Балто при встрече.
П.С. Хотя сложно сказать, что саамы внешне сильно отличаются от прочих европейцев.
_________
Если Вам понравилась статья, поддержите меня лайком и подпиской! Я регулярно бываю в антропологических экспедициях и работаю с историческими материалами этнографов. Но без подписчиков публиковать материалы бессмысленно...