Вчера состоялся второй мой смотр «Мастера и Маргариты» - M&Ms. Да, это та самая экранизация, которую за 3 дня проката посмотрели полмиллиона зрителей и о существовании которой я и не догадывалась, пока коллеги любезно не предложили сходить в кино.
25 января состоялась премьера, во время которой я смотрела оперу «Евгений Онегин». Но об этом позже (если повезет).
Два этих раза получились разными. Первый, будучи без ожиданий, завершился состоянием восторга и эйфории, второй раз стал совершенно иным - восторг покинул чат. А увиденное «переваривает» теперь мама. В одном мы сошлись с ней точно - Август Диль - краш.
Оставить свое мнение я хотела еще после первого раза. И именно мнение о подходе к критике мультимедийных продуктов, об оценках и переходе на личности.
Прежде, чем обсуждать личности, скажу, что поколение моих родителей изучало творчество Цветаевой, даже не зная о ее сволочной натуре. Об этом им стало известно позже.
Сложно не обратить внимание на детали, не стать придирчивее и внимательнее, когда посмотрел несколько критико-обзоров. Но одно все-таки остается корневым и определенным.
Итак, что видим и против чего ставим «корневое и определенное»?
Да, антипропаганда сталинизма, проявление пассивной агрессии и насмехательства;
да, наличие в печенках сидящих актеров;
да, снятие шляпы перед Голливудом;
да, футуристические Советы;
да, бюджет 1,2 млрд рублей;
да, не как в сериале с Ковальчук;
да, не слово в слово как в книге;
да, неудачный Азазелло;
да, 3 часа и без антрактов;
да, есть недоигранное и переигранное;
да, что-то развито, что-то недоразвито;
да, не Александр Петров в главной роли;
да, Диль не успел выучить русский язык;
да, очевидно, картина не на века...etc.
Но. Вместе с тем считаю, что критика должна обладать гибкостью как и искусство, а не рубить на корню любое своеволие и подгонять нестандартные подходы в стандартные, обрамляющие каноны рамки.
Для меня ценность в том, что я думаю об этом уже несколько дней. В том, что я взяла с полки роман, чтобы прочесть его снова, в том, что немец с почтением отзывается о русской литературе, и он готовился к этой роли, уже давно примеряя ее на себя.
Для меня ценность в том, что есть новые лица и эти лица интересны, в конкурентоспособности визуальной составляющей, в том, что это взгляд с иного ракурса, а не попытка сделать очередную копию. Ценность в живости тех, кто в прошлой версии был «мертв» и в том, что ты не без интереса копаешься в критике и собираешь противоречивые мнения.
Дальше твой суд, милый зритель.