Начала читать-перечитывать восьмитомную серию «Детектив Франции» от издательства «Ренессанс» родом из девяностых. Первые три тома пролетели залпом, без особого интереса.
А вот 4 том вполне достоин пространного рассказа, решила посвятить ему отдельную статью. Насмешила рекомендация на последней странице: «Для детей старшего школьного возраста и юношества» Только про убийства им и читать. Напоминаю, что год издания 1992, до грифа 18+ и запаянных пакетов еще 30 лет.
В томе три произведения одного автора. Жан-Патрик Маншетт - французский писатель, сценарист и переводчик. С юности придерживался левых взглядов и состоял в Национальном союзе студентов Франции. Видимо, немало почудил в шестидесятые годы, и в текстах это хорошо чувствуется.
«Мотив убийства». Типичная история о частном детективе, которого зовут Эжен Тарпон. Главная проблема – отсутствие заказов, как следствие – нехватка денег. На этой печальной ноте Тарпон решает прекратить бессмысленную деятельность и вернуться к маме, в деревню. Ничто не может его разубедить, даже визит бывшего коллеги с приглашением на работу, даже визит предпринимателя, страдающего от рэкета. Коллегу послал далеко, предпринимателя еще дальше и наподдал на прощание. Так весело прошел день, а ночью явилась девушка. Девушкам отказывать сложнее, ведь в ее квартире не только труп, но и наркотики со взрывчаткой. Энергичный роман, события несутся вскачь, тут и арабы, и американская мафия, и порнофильмы, а частного детектива постоянно лупят, не одни, так другие. Такая уж у него типичная профессиональная доля, но убийцу вычислил и задержал.
«Группа «Нада» (1973 год). Анархистская группировка задумала похитить посла Соединенных Штатов Америки. Непростая задача, а если учесть состав группы, то и вовсе невыполнимая. Компания подобралась дюже презентабельная: алкоголик (какая ему разница, с кем пить), бармен - муж психопатки-истерички (от такой жены только в террористах и спасешься), педагог (наглые ученики кого угодно выведут из себя), чья-то брошенная содержанка, парочка идейных троцкистов. Регулярно проводят собрания, явки и пароли записывают в блокнотики. Сами похитители не верят в исполнение намеченного, но акция удалась. За расследование берется полицейский комиссар-садист, в итоге все друг друга перестреляли. Откровенно говоря, никого и не жаль.
«Сумасшедшие убийцы». Ну очень оригинальный детектив, с не менее оригинальными героями и антигероями. Жюли Балланже выписали из психлечебницы и определили на работу няней. Наниматель, похоже, немного подвинутый на идеях инклюзивности.
Кухарка страдает эпилепсией. У садовника только одна рука, это очень удобно для работы с ножницами. Личная секретарша патрона слепа. Лакей еле волочит ногу.
Трудовая деятельность продолжалась недолго. Похитили ребенка, вместе с няней, чудом им удалось сбежать. Погоня висит на пятках, только схватить беглецов не удается. Профессионалу трудно понять логику непрофессионала, а уж логику выпускницы дурдома - тут и пытаться не надо.
Общее впечатление от романов Маншетта весьма и весьма неплохое. Увлекательно, динамично и с юмором. Много жестокости, драк, насилия и трупов, но это и жанр дает о себе знать, и левацкая составляющая автора выказывается.
Книги прочитаны в рамках детективного марафона на канале «Библио Графия».