Найти тему
dinVolt

Когда начала скатываться киновселенная Марвел?

Обычно когда говорят о скатывании фильмов от Марвел, имеют в виду что-то из 2021 года - когда закончилась история с Таносом и камнями бесконечности. Но мне кажется, что проблемы начались значительно раньше.

И да, давайте не будем обманывать и обманываться - сейчас, конечно, фильмы про супергероев всем надоели, но когда-то они всё-таки были очень неплохим кино, как минимум, в развлекательном плане, почти все их смотрели, почти всем они нравились в той или иной степени. Но потом они начали прямо очень сильно катиться по наклонной. И лично мне кажется, что первым в процессе этого падения стал... "Доктор Стрэндж".

Нет, это вполне хороший, вполне интересный фильм, Бенедикт Камбербэтч вообще красавчик, всё, вроде, здорово. Так в чём же дело?

Давайте вернёмся немного назад, когда я только начинал вести этот канал, и написал статью о том, чем же отличаются вселенные Marvel и DC, и почему все попытки создать киновселенную с Бэтменом и Суперменом до сих пор проваливаются.

Так вот, повторю главную мысль оттуда - в комиксах Marvel сердцем всего произведения является персонаж. Железный Человек, Капитан Америка, Человек Паук - это всё, в первую очередь, конкретные личности, и для того, чтобы история о них работала, нужно сделать не так уж много - поместить эти личности в какую-то обстановку, где для них есть вызов, где им приходится преодолевать какие-то ограничения и так далее. И киностудия с этим справлялась, делая промахи только в сторону злодеев - слив Мандарина в третьем "Железном человеке" и неработав Альтрона в "Эре Альтрона". Два культовых противника Мстителей остались на уровне обычных рядовых врагов, но особой катастрофы для киновселенной это не вызвало - подумаешь, просто чуть менее удачные фильмы, чем обычно.

И вот из этих двух слагаемых - интересный персонаж и интересная обстановка - "Доктор Стрэндж" убрал второе. Ведь, как бы это странно ни звучало, франшиза "Мстителей" до него, вообще-то, была вполне себе научной фантастикой. Да, с огромными допущениями, но всё-таки. Посмотрите сами, "Железный человек" - история про гения и его изобретение, "Невероятный Халк" - история про учёного и последствия его открытия, "Первый мститель" - история человека, который получил сверхспособности от учёных, "Человек-муравей" - аналогично, "Человек-Паук" - тоже изобретатель.

А ключевая сцена в этом плане - это сцена из "Тора", где тот рассказывает Джейн о девяти мирах. В ней Тор, по сути, иносказательно повторяет третий закон известного фантаста Артура Кларка о том, что развитая технология неотличима от магии: "Твои предки называли это магией, ты называешь это наукой. А я прибыл оттуда, где магия и наука, по сути, одно и то же".

-2

То есть, для того, чтобы не нарушать целостность вот этого научнофантастического мира "Мстителей", Тора очень сильно переработали - если в комиксах это прям тот самый Тор, сын бога Одина, мифический персонаж и все дела, то в киновселенной Марвел он просто инопланетянин из очень развитого мира. Да, нам не сильно подводят "обоснуй" под каждую конкретную способность Тора, но в целом этой короткой сцены достаточно, чтобы мы понимали, что смотрим не сказку, а научную фантастику. Пусть уровня "Звёздных войн", но всё-таки фантастику.

Через такую же переработку проходит и Алая Ведьма - появившись в "Эре Альтрона", он предстаёт перед нами не какой-то там ведьмой с врождённой способностью к магии хаоса, как это было в комиксах, а просто мутантом, который обладает телепатией и телекинезом, причём полученными, опять-таки, в ходе экспериментов учёными.

И вот в 2016 году появляется "Доктор Стрэндж". И он отличается от всех остальных фильмов тем, что в нём есть магия. Не какая-то загадочная технология, не какой-то псевдонаучный концепт, а просто вот самая настоящая, самая обычная магия, без каких-либо обоснований её существования. Она просто есть и всё. Для самого "Доктора Стрэнджа" как отдельного фильма, в этом не было ничего страшного, но такой подход полностью уничтожил какую-либо реалистичность всех остальных фильмов в этой киновселенной. Нападение инопланетян на реальный земной город, одним мановением волшебной палочки превращается в нападение одних сказочных персонажей на других сказочных персонажей - зачем как-то переживать за этот мир, если это мир сказочный, в котором может случиться всё, что угодно. И это стало символом того, что над "Мстителями" в целом пропал какой-то творческий контроль, какое-то единое видение того, чем вся эта франшиза должна быть.

-3

После этого киновселенная Марвел держалась только на персонажах. Тот же Тор, Человек-Паук, Стражи Галактики - это всё персонажи, за которыми в любом случае было интересно смотреть. Даже когда они попадали в не самые интересные ситуации (кхм-кхм, "Невероятный Халк) - это не было особо критично для серии фильмов в целом. Но теперь, стоило оступиться один раз - и всё мгновенно рухнуло. И угадайте, на каком фильме была совершенна эта ошибка? Правильно, "Капитан Марвел". Ну, то есть, какая идея у остальных персонажей на самом базовом уровне? Наверно, любой человек сможет это сформулировать: Железный человек - это про то, как богатый самовлюблённый гений исправляется и становится супергероем, Человек-Паук - это про то, как великие способности попадают в руки обычного студента с его проблемами, Чёрная Пантера - это про то, как человек с большими силами должен выбирать между традициями и прогрессом. В комиксах и поздних частях франшизы "Мстителей" к этому добавляется ещё Соколиный Глаз - каково самому обычному человеку без способностей, без гениальности, без техники быть супергероем. В общем, у каждого главного персонажа была какая-то интересная идея. А какая идея у капитана Марвел? Правильно, сделать супергероя, в имени которого будет название студии.

В общем, неинтересный персонаж в неинтересном мире. Саму капитаншу спасло только то, что она вышла перед финальной битвой с Таносом, которая ещё зиждилась на подходе из прошлого. Но смотреть фильмы от Марвел просто стало неинтересно. Я обожаю Элизабет Олсен, мне нравятся нарезки из фильмов с ней, но у меня не возникает желания смотреть "Мультивселенную безумия", "ВандаВижн" - сериал с интересной задумкой и воплощением, но я не хочу с ним знакомиться. "Шан Чи"... зачем он мне вообще нужен? Как и "Мадам Паутина", кстати. В общем, именно начиная с "Капитана Марвел" (включительно) я и перестал смотреть фильмы из кинофраншизы "Мстителей". И забавно, что одним из двух виновников этого стал вполне себе хороший фильм.

Такие дела. Возможно, выводы получились немного субъективные и основаны на личном опыте, так что с удовольствием почитаю другие мнения. Смотрели ли вы фильмы от Марвел, на каком моменте бросили, и вообще что о них думаете - делитесь в комментариях, будет интересно почитать.