Я читал у Стейнбека всего одну книгу по специфическим причинам. Хотя "Гроздья гнева" и считаются, как пишут, лучшим его произведением, я пришел к ней через известную леворадикальную фанк-метал группу девяностых Rage Against The Machine. У них есть песня The ghost of Tom Joad. Том Джуд - это главный герой "Гроздьев гнева". Мне хотелось узнать больше, и я скачал эту книгу. Не могу сказать, что получил какое-то большое удовольствие тогда, на первом курсе. Между сюжетными главами вставлялись отрывки экономического анализа "Великой депрессии", которые тогда давались мне очень тяжело. Но зато я полюбил эту песню еще больше и мог представлять полную картину у себя в голове. Кроме того, выяснилось, что оригинал ее спел Bruce Springsteen, совершенно в другой, меланхоличной манере. Всё это призраки той олдовой Америки, которую любят многие из нас, без трансгендеров, лефтистов, харассмента, культуры отмены и прочей дребедени. Сейчас сдерживаю слезы, чтобы не сказать... "той Америки, которую мы потеряли", но это было бы преувеличением =)
Сегодня дочитал у Стейнбека "Русский дневник", которую мне горячо советовала коллега, живущая в Суздале на роскошной вилле. Оказывается, американский писатель ездил в Советский союз в 1947 году, чтобы описать быт русских/советских людей.
Картина открывается разная. Книга легкая, во многих местах начинаешь гомерически хохотать. Мы видим излишне забюрократизованную страну, которая летает на американских самолетах С-47 с неработающей вентиляцией, как автобус Владимир-Гусь. Москву, где настороженно относятся к иностранцам, из-за чего они сбиваются в кучки и общаются только между собой или с приставленными к ним сопровождающими. Город, где кругом военные, все увешано портретами вождей. Народ читает занудные книги Симонова, смотрит плохие пьесы про американцев, вся пресса прославляет режим, а те заметки, которые американцы посылают на родину, жестко цензурируются, не давая представления читателям о том, что на самом деле происходит в СССР. В магазинах нечего купить, людям не во что одеться, поэтому некоторые ходят в военной форме, потому что больше у них ничего нет. В рестораны ходят только военные офицеры, которые могут себе это позволить. Варят отвратительный кофе. На всех встречах американцам задают одни и те же вопросы. Но в то же Стейнбек не видит тех ужасов, о которых пишет антисоветская западная пресса, в чем сам признается. Правда, на обратном пути у них изымают часть фотопленки в рамках цензуры.
Про сам русский народ Стейнбек пишет хорошо. Разницы между украинцами и русскими он не делает, хотя бытовые детали говорят о многом. Украина и Грузия живут лучше РСФСР. В республиках есть разнообразная еда, одежда, универмаги ломятся от продуктов, люди чувствуют себя более раскованными. Например, грузинские колхозы похожи на американские фермы по структуре и принципу работы, церкви не снесены, архитектура интереснее, чем в центре. Согласно известной конспиративной версии, Грузия и Украина в совке были метрополиями, политической элитой, поэтому этим республикам дозволялось гораздо больше. Русские же занимали в совке специально отведенное место. "Русский дневник", скорее, подтверждает криптоколониальную теорию, чем опровергает. Даже высказвание Стейнбека, что дореволюционные русские писатели играли ту же роль, что и американские - высмеивали пороки общества, народа, взывали к справедливости, взыскательно относились к власти, наталкивает на мысль, что Российская империя была более высокой цивилизацией относительно коммунистического безумия. Советские писатели были частью государства, играли роль певцов о славе советской власти. Ничего другого им не дозволялось. Например, мой прадед писал книги во времена сталинизма, читать их просто невозможно, поэтому их никто и никогда читать не будет, кроме музейных работников.