Автор Сергей Солодовник
Таджикистан и Кыргызстан согласовали порядка 890 км государственной границы. Всего линия соприкосновения двух стран составляет около 987 км. Только в прошлом году топографические группы Таджикистана и Кыргызстана провели 15 встреч, по итогам которых было отмечено 169,48 км линии границы. Об этом сообщил председатель Государственного комитета по землеустройству и геодезии Таджикистана Ариф Ходжазода в ходе пресс-конференции. «На сегодняшний день на всех уровнях делимитировано 889,45 км линии государственной границы», — сказал он. По его словам, переговоры между двумя странами в настоящее время продолжаются, и они стараются решить вопрос как можно скорее.
Преддверие переговоров в Кыргызстане
Состоялся ежегодный отчёт по работе прокуратуры Кыргызстана, с которым выступил генеральный прокурор республики Курманкул Зулушев. Цифр и обобщений было много, однако самым примечательным прозвучало обоснование секретности по так называемому Кемпир-Абадскому делу.
Если кратко, то несколько десятков активистов из числа граждан Кыргызстана сильно возбудились осенью 2022 года. Причина – в достигнутой тогдашней договорённости между Узбекистаном и Кыргызстаном по окончательному решению приграничных споров.
Не вдаваясь с детали нескольких компромиссных уравнений, озлобление этих «активистов» вызвала передача Кемпир-Абадского водохранилища Узбекистану, при условиях совместного использования воды.
Что было вменено? Подготовка массовых беспорядков. Люди собрались буйные? Да. К примеру, активисту Атаю Бейшенбеку предъявили обвинения в захвате здания во время октябрьских событий 2020 года.
Казалось бы, суди поджигателей войны с соседом открыто! Но вот читаем обоснование Генпрокурора о закрытом характере судопроизводства:
«Из-за того, что дело касается приграничных вопросов, отношения с соседями могут быть испорчены или могут быть озвучены какие-то секретные материалы. Поэтому суды приняли решение рассматривать дело в закрытом режиме».
Отношения с соседями может испортить только одна информация. О том, что и на узбекской стороне имелись формальные противники, а в действительности – союзники. Специалисты по взрывотехнике своего общества.
Такие ярые «патриоты» с обеих сторон обязательно себя проявят после договора о границе, теперь уже с Таджикистаном. Возможно, часть активистов осталась на свободе. Возможно, и новых навербовали. Следствие должно это узнать заранее.
А ещё генеральный прокурор ничего не сказал про возможного спонсора этого псевдопатриотического банкета. Похоже, это – самый главный секрет.
Пока секрет.
События со стороны Таджикистана
Посмотрим на краткую подборку «подготовки» к мирному урегулированию пограничных проблем Таджикистана с Кыргызстаном со стороны Душанбе.
- август 2023: сняты два заместителя и первый замкомандующего пограничными войсками Республики Таджикистан;
- декабрь 2023: П. Хикматулло освобождён от должности первого заместителя командующего Погранвойсками ГКНБ – начальника Главного штаба, С. Мирзозода уволен с должности начальника Высшего пограничного института ГКНБ;
- январь 2024: освобождены от должности начальник Управления МВД по Хатлонской области и его заместители, начальник отдела МВД в городе Кулябе, начальник отдела МВД в городе Бохтаре и Кушониёнском районе, начальник управления МВД Хатлонской области.
Как видим, за полгода – три волны чисток среди силовиков. Пограничники – во время столкновений с кыргызами очень быстро начинали стрелять. В поддержку, разумеется, соплеменников в Ворухе. Представитель правоохранительных органов – снисходительно относились к националистическим «активистам».
Эмомали Рахмон на сегодня – единственный президент в СНГ, который прошёл через кровавый опыт гражданской войны. Где каждая сторона, активно резавшая противника, декларировала высшую степень любви к родине.
Так что он прекрасно осознаёт, что по итогам компромиссного решения с кыргызами о границе найдётся много «активистов» для срыва договора. С обвинениями в «измене родине».
Похоже, президент знает, кто выступит спонсором этих «активистов».
Не талибы…
Кому нужна война Таджикистана и Кыргызстана?
Отвечать на этот вопрос надобно по логике от противного. Метод древних римлян – Qui prodest? Что значит – и кто же от этого выиграет? Чтобы максимально сузить круг «подозреваемых».
Начнём к недавних противников. В 2022 году, в период самого крупного боестолкновения на границе, мог возникнуть соблазн причинения противнику максимального урона. В т.ч. через внутренние мятежи. Но оба президента остановились за два шага от войны. И от провоцирования внутренних беспорядков у оппонента.
Китаю война точно не нужна. Десятки миллиардов долларов, которые вложены в проект «Один пояс – один путь» (ОПОП) предусматривают трансграничные обмены и проекты. Включая и Бишкек, и Душанбе.
Талибанский Афганистан? Все его геоэкономические планы выстроены на основе ОПОП. Что доказано недавним приёмом верительных грамот от посла талибов лично в руки председателя Си.
Иран? Вот ему надо бросать Таджикистан – родственный по языку и частично по крови – в топку тюркских разборок? Последний якорь влияния в Центральной Азии – не подлежит потери. Тем более в контексте широкой войны на Ближнем Востоке.
Турция? Для продвижения идеи Великого Турана? Чтобы задавить возможного иранского прокси в Центральной Азии, который совсем не иранский прокси? Бредовая идея. Сошлюсь на инфу от Нурсултанского соловья. Там доказывают, что именно Реджеп наш Тайипович чуть ли не ультиматум выставил: даёшь договор о границе весной 2024 года!
Россия – на закуску. Второй фронт Россия просто не потянет в условиях войны с НАТО. Россия одинаково обожает своих партнёров в Душанбе и в Бишкеке. Самое худшее – это выбирать из них кого-то. Это – крах всей русской стратегии в регионе. И потеря лица перед китайским и исламским миром.
Кстати. Этот ресурс – дорогого стоит. Бесценен.
Интересанты войны таджиков с кыргызами
Ну вот, и добрались до сути вопроса: кому нужна война Таджикистана с Кыргызстаном?
Тому, кто через эту – местную, локальную, кровопролитную заварушку может достичь континентальных целей на пространстве Евразии.
А какие цели через эту войну в принципе можно достичь? Перечислим кратко, но внятно.
1. Заставить Китай отказаться от концепции «Один Пояс – Один Путь». Загнать Китай в стойло соблюдения невыгодных для Китая «правил» Запада.
2. Заставить Россию перенапрячься и вести войну на новом фронте. Неважно, как его назовут в Москве, но это должна быть долгая и кровавая операция.
3. Оттолкнуть от Москвы и Пекина элиты мусульманского мира за пределами СНГ. Поскольку ввязывание в любой конфликт на любой стороне в Центральной Азии всегда будет проигрышным для РФ и КНР.
4. Лишить страны Центральной Азии доступа к длинным и дешёвым займам из Москвы, Пекина, Эр-Рияда и Дубая. Чтобы единственной альтернативой оставался западный центр финансового управления. А там – диктовать свои условия геополитической покорности.
5. Приобрести стартовую площадку для проникновения «взрывотехников» в китайский Синьцзян. Ещё один удар по Пекину как геополитическому сопернику.
Ничего лишнего нет? Кстати, последний тезис взял у товарища Вильяма нашего Бёрнса, если кто не помнит – он глава ЦРУ. Вся статья о том, что хоть США сейчас воюют с Россией, главный противник у Америки был и будет Китай.
Это чтобы не было упрёков у читающих – в руссоцентризме. Кстати, это есть геополитическая ловушка: объяснять все телодвижения мира желанием помочь России или напакостить России.
Из всех пяти пунктов вытекает только один интересант. Это – «град на холме». Washington D.C.
Ну и ручной и больной пудель города Вашингтонска. В лице Евросоюза. И подручные исполнители: нынешняя власть Пакистана + ИГИЛ и дополнительные бармалеи.