Найти тему

Такие разные игрушки

Бабенский промысел, один из старейших токарных промыслов Подмосковья, возник в XIX веке. Вокруг деревни Бабенки Подольского уезда находились и другие деревни, в которых повсеместно изготовляли деревянную токарную игрушку. Со временем вся подольская токарная игрушка стала называться «бабенской».

Местные мастера производили вкладные и миниатюрные игрушки (пирамидки, вкладные яйца, разъемные погремушки и грибы, матрешки, чашки, кольца, волчки, бирюльки, шары, кегли). Вытачивали и детскую утварь: чашки, самоварчики, кувшинчики, чугунки, ушатики. Делали крокеты, кегли, лото, шахматы, шашки. Шедевр промысла — 100-местное яйцо, изготовленное мастером Федором Егоровичем Ромахиным в начале XX века. Высокий уровень мастерства позволил потомственному токарю Василию Петровичу Звёздочкину выточить первую русскую матрешку, которую расписал Сергей Васильевич Малютин. Это матрешка «Девушка с петухом», которая стала выдающимся явлением русского искусства ХХ века. Широко известный принцип «изделие в изделии» был использован в изготовлении матрешки, при этом сохранены все приемы токарного искусства русских умельцев. Первая матрешка состояла из восьми вкладных кукол. Самая большая игрушка изображала круглолицую крестьянскую девушку с черным петухом. Все вкладные фигурки отличались друг от друга. В 1900 году матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, получила высокое признание публики и была награждена бронзовой медалью. После успеха на Парижской выставке интерес к этой игрушке существенно возрос, мастера продолжили вытачивать и расписывать ее в мастерской «Детское воспитание», а когда мастерская закрылась, центр производства матрешек переместился в Сергиевский Посад Московской губернии, где новую токарную игрушку стали осваивать учебно-показательные мастерские и кустари-надомники.

1. Пирамида 15-ярусная. Московская губ., Подольский уезд, дер. Ивлево. До 1925 г. Мастер: Рыбаков Г. Ф. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Чернильница. Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Мастер: Колыванов Дерево, точение, раскраска. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Волчок. Москва. ИКХП (Институт кустарной и художественной промышленности). Автор рисунка: Теляковский Е. Г., исполнение: Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Дерево, точение, роспись. Всероссийский музей декоративного искусства.
1. Пирамида 15-ярусная. Московская губ., Подольский уезд, дер. Ивлево. До 1925 г. Мастер: Рыбаков Г. Ф. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Чернильница. Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Мастер: Колыванов Дерево, точение, раскраска. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Волчок. Москва. ИКХП (Институт кустарной и художественной промышленности). Автор рисунка: Теляковский Е. Г., исполнение: Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Дерево, точение, роспись. Всероссийский музей декоративного искусства.

Позже в Бабенках начали вытачивать свою матрешку: в 1960-х годах утвердилась характерная конусообразная форма и фон естественного цвета дерева. В росписи используются желтые, малиновые и синие цвета. Подольским мастерам не было равных по тщательности отделки и разнообразию ассортимента игрушек. Вкладывающиеся друг в друга шары, яйца, чашечки, кольца подразумевают то, что их нужно собирать в определенной последовательности. Бабенские игрушки интересны детям разных возрастов, но особенно ценны для самых маленьких: дают представление о величине и соразмерности предметов, об их цвете и количестве. Игрушки можно назвать «дидактическими», они учат ребенка распознавать величину предметов, развивать глазомер и пространственное мышление. Есть игры, рассчитанные на детей младшего возраста: «Подбери парные вещи», «Закати под курицу яйцо», «Волшебный мешок». Для детей постарше и взрослых — в первую очередь «Бирюльки» (которые могут быть тончайшими), а также «Непоседливый волчок», «Блошки», «Котлы» . Большинство игр сейчас незаслуженно забыты, между тем они не только интересны, но и приносят пользу играющим: развивают реакцию, оттачивают движения и мелкую моторику.

1. Миски вкладные. Проект: Москва, ИКХП (Институт кустарной и художественной промышленности). Исполнение: Московская обл., дер. Бабенки (?). Начало 1930-х. Дерево, точение, раскраска. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Набор шаров. Московская губ./обл., дер. Бабенки (?). Первая треть XX в. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Пирамидка. Московская губ., Подольский уезд, дер. Ивлево. Первая четверть XX в. Мастер: Рыбаков Г. Ф. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства.
1. Миски вкладные. Проект: Москва, ИКХП (Институт кустарной и художественной промышленности). Исполнение: Московская обл., дер. Бабенки (?). Начало 1930-х. Дерево, точение, раскраска. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Набор шаров. Московская губ./обл., дер. Бабенки (?). Первая треть XX в. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Пирамидка. Московская губ., Подольский уезд, дер. Ивлево. Первая четверть XX в. Мастер: Рыбаков Г. Ф. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства.

Нельзя не отметить и художественные достоинства бабенских изделий — яркие и выразительные, отполированные на станке игрушки очень гладкие, блестящие, их хочется трогать, держать в руках. Идеальная ровность сферических поверхностей, безусловно, радует глаз. Вдобавок ко всему игрушки приятны на ощупь. Токарь, зная возможности материала, тонко чувствует форму и каждый раз может создать уникальную вещь, незначительно отличающуюся от предыдущей. Бабенские токари-полировщики еще и искусные колористы, цвет изделий подчеркивает форму. Цветовая гамма состоит из четырех локальных цветов — красного, желтого, зеленого и голубого. При окраске не только сохранена, но и подчеркнута текстура древесины.

1. Чернильница. Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Автор рисунка: Теляковский Е. Г., мастер: Колыванов Дерево, точение, раскраска. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Игрушка-укладка «Cова». Московская обл., дер. Бабенки. 2015 Автор: Виданов С. В. Дерево, точение, роспись, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Коробочка со съемной крышкой. Проект: Москва, ИКХП (Институт кустарной и художественной промышленности). Исполнение: Московская обл., дер. Бабенки (?). 1934 Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства.
1. Чернильница. Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Автор рисунка: Теляковский Е. Г., мастер: Колыванов Дерево, точение, раскраска. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Игрушка-укладка «Cова». Московская обл., дер. Бабенки. 2015 Автор: Виданов С. В. Дерево, точение, роспись, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Коробочка со съемной крышкой. Проект: Москва, ИКХП (Институт кустарной и художественной промышленности). Исполнение: Московская обл., дер. Бабенки (?). 1934 Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства.

В 1930-х годах бабенские мастера сотрудничали с научно-исследовательским институтом кустарной и художественной промышленности и выполняли проекты по рисункам художников. До войны игрушки в основном шли на экспорт в страны Европы, где имели огромный успех. С 1960-х годов промысел переживал не самые лучшие времена, но сегодня он продолжает развиваться. В поселке Шишкин Лес, недавно вошедшем в состав Москвы, есть музей и школа деревянной игрушки. Сергей Валентинович Виданов выступил с активной инициативой возрождения знаменитой прежде бабенской игрушки в критический для промысла момент. В настоящее время С. В. Виданов воссоздает богатый бабенский ассортимент. Активное участие в развитии бабенского промысла принимает Илья Андреевич Мовчан.

1. Пирамидка. Московская губ., Подольский уезд, дер. Ивлево. До 1925 г. Мастер: Рыбаков Г. Ф. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Коллекция волчков. Московская обл., дер. Бабенки. 2015 Автор: Мовчан И.А. Дерево, точение, роспись, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Грибок трехместный. Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства.
1. Пирамидка. Московская губ., Подольский уезд, дер. Ивлево. До 1925 г. Мастер: Рыбаков Г. Ф. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 2. Коллекция волчков. Московская обл., дер. Бабенки. 2015 Автор: Мовчан И.А. Дерево, точение, роспись, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства. 3. Грибок трехместный. Московская губ., дер. Бабенки. Первая четверть XX в. Дерево, точение, раскраска, лакировка. Всероссийский музей декоративного искусства.

Подробнее о коллекции игрушки в фондах музея читайте в книге «Русская игрушка – образ, символ, культурный код. Из собрания Всероссийского музея декоративного искусства».