Найти тему
Франшиза Суши Wok

Империя Марриоттов

Вот отель, который построил Марриотт, а вот империя, которая выросла из отеля, который построил Марриотт. А вот весь мир, который знает империю Марриотт. А начиналось всё с салата.

Фермерские будни

В 1900 году в небольшом поселении Марриотт родился на свет человек, который навсегда изменил индустрию гостеприимства. Джон Уиллард (или как все его называли – Билл) был вторым ребёнком в семье, но при этом первым мальчиком. С юных лет отец привлекал сына к работе на ферме и, как потом говорил предприниматель, учил его самостоятельности. Отец ставил задачи, но не объяснял алгоритм их выполнения. Сыну приходилось думать и делать. Наверное, тогда и родился знаменитый принцип Джона Уилларда Марриотта:

«Человек должен мыслить конструктивно и действовать конструктивно».

Юный предприниматель Джон Уиллард Марриотт начал пробовать себя в бизнесе в 13 лет. Он занялся возделыванием нескольких нетронутых гектаров земли. С помощью братьев и сестёр он вырастил урожай салата латука. С продажи овоща удалось выручить 2 тысячи долларов. Уже на следующий год отец поручил Джону Уилларду продать стадо из 3 тысяч овец, и молодой человек самостоятельно отправился торговать в Сан-Франциско.

При чём здесь мормоны?

Семья Марриоттов была из мормонов. Это религиозное течение появилось в США в XIX веке. Как и подобало последователям церкви, Джон Уиллард отправился в двухлетнее миссионерское путешествие по Новой Англии (регион на северо-востоке США). По возвращении молодой человек за свой счёт получил образование и решил заняться делом. Своим делом.

Своё дело

Открывать свой бизнес нужно было, по мнению Джона Уилларда, только в столице. Он уже бывал в Вашингтоне и привёз оттуда бизнес идею: продавать прохладительные напитки в жаркие дни. Молодой человек воочию видел спрос, понимал, что идея «выстрелит». В качестве товара для продажи он выбрал root beer (в буквальном переводе – «корневое пиво») – традиционный американский напиток. Пусть слово «пиво» вас не смущает. Напиток был совершенно безалкогольным. И ещё и сладким на вкус. При его изготовлении использовалась кора корня сассафрасового дерева. Сладкая газировка утоляла жажду, но при этом провоцировала покупателей возвращаться за новой порцией.

Как Билл познакомился с франчайзингом

Очень кстати оказалось так, что производитель root beer (компания A&W) развивал свой бизнес по франшизе. Джон Уиллард приобрёл лицензию на продажу напитка и в 1927 году переехал в Вашингтон. Предприниматель привлёк партнёра и взял кредит на 6 тысяч долларов! Деньги покрыли расходы на аренду небольшого помещения на 9 посадочных мест и закупку оборудования.

Как Билл женился на Элис

Заведение открылось в мае, а в июне Джон Уиллард отправился на свою малую родину – в штат Юта, чтобы жениться на своей однокурснице Элис Шитс. Девушка из хорошей семьи была падчерицей сенатора от штата Юта. В качестве «приданого» у неё были деньги и связи.

Смена концепции и названия

Бизнес успешно работал. Но вскоре Джон Уиллард понял, что из-за сезонности осенью продажи неминуемо упадут. И тогда он решил ввести новые позиции в меню (вы же понимаете, что франчайзинговый договор не предусматривал подобного поведения). Владелец крошечной уличной точки стал предлагать посетителям экзотические блюда мексиканской кухни: тамалес и горячую кукурузу с чили. А потом заносчивый франчайзи и вовсе сменил вывеску. В заведении продавались горячие блюда, значит, и саму точку нужно было называть «Горячим магазином» - Hot Shoppes. В 1928 году партнёр Марриотта вернулся обратно в Юту, оставив бизнес. А тем временем в Балтиморе и Ричмонде открылось ещё 2 точки Hot Shoppes, которые предлагали не только съесть еду в кафе, но и взять с собой (to go). 4 года спустя в Вашингтоне было уже 7 заведений. А Джон Уиллард продолжал развивать рынок HoReCa.

Через 5 минут мы предложим вам еду

Eastern American, United Airlines и Capital Airlines – крупнейшие американские перевозчики Восточного побережья – заключили в 1937 году договор с Hot Shoppes о поставке горячей пищи на борт. Понимаете, кому нам нужно сказать спасибо за то, что нас кормят в полётах? Ведь стремясь улучшить сервис, все авиаперевозчики взяли на вооружение это нововведение. Лоукостеры не считаются! Но вернёмся к Марриоттам.

Корпоративная еда

До отелей была ещё корпоративная еда. Компания Hot Shoppes заключала договоры с частными предприятиями, а во время Второй Мировой Войны с оборонными заводами и государственными компаниями, и поставляла еду для сотрудников. В 1953 году корпорация Hot Shoppes решилась на важный шаг и выпустила акции по цене $10,25 за штуку. Акции скупили за 2 часа. Так компания стала публичной.

Накормить и спать уложить

Согласитесь, следующий шаг был очень логичным. Марриотты решили попробовать себя в гостиничном бизнесе. Первой гостиницей, которую они открыли в 1957 году, был мотель Twin Bridges Marriott Motor Hotel. Локация была выбрана удачно: вид на Капитолий и монумент Вашингтону, рядом – Пентагон, аэропорт. Развивать новое направление поручили сыну Марриоттов – Биллу Марриотту младшему. Бизнес всё больше расширялся и диверсифицировался. Было решено зарегистрировать новую компанию – Marriott Corp.

Через 2 года семья Марриоттов торжественно открыла второй отель. После открытия 10-й гостиницы в США владельцы задумались о международной экспансии. И в 1969 году появился отель в Акапулько.

Марриотты – франчайзеры

Бизнес рос, управлять новыми гостиницами было всё сложнее. Следующим шагом в развитии империи Марриотт стал запуск франшизы. Некоторые источники утверждают, что господин Марриотт боялся потерять контроль над франчайзи. Говорят, что он даже не позволял первым партнёрским отелям открываться под тем же брендом, под которым открывал отели сам.

В 1983 году Марриотты увидели перспективы в среднем ценовом сегменте и начали открывать отели Marriott Courtyard.

Реструктуризация

После смерти Джона Уилларда старшего бизнесом стал управлять его сын. Стратегия покупки гостиниц продолжалась. Корпорация скупила American Resorts Group, Residence Inn, сеть Fairfield Inn и… и оказалась в долгах. В 1989 году началась реструктуризация.

Были проданы все активы, кроме гостиничного бизнеса. Корпорация разделилась на 2 компании: Marriott International (развитие сети отелей) и Host Marriott Corporation (дополнительные услуги для гостей, которая и взяла на себя основную часть долга).

Страсть к коллекционированию сетей отелей у компании «Марриотт» не проходит. В конце XX – начале XXI века они покупают: Ritz-Carlton, Renaissance Hotel Group. Starwood – Sheraton, Le Meridien, Westin, St Regis и другие. Сеть гостиниц, принадлежащих компании «Марриотт», опутывает весь земной шар. Их уже более 7 тысяч.

Чтобы стать франчайзи «Марриотт» и открыть свой отель, нужно инвестировать от 74 до 117 млн долларов. К этому необходимо прибавить паушальный взнос в размере 120 тыс долларов. Компания заключает договоры только с опытными предпринимателями и с крупными компаниями. Роялти составляют 6% от прибыли с номерного фонда и 3% c F&B (то есть с заработка на еде и напитках). В качестве локаций рассматриваются только центральные районы крупных городов.

-2

В общем, открыть свой «Марриотт» можно, но очень дорого!